Немецкая кинематография
В 1895 г. в берлинском варьете «Винтергартен» состоялся первый киносеанс, устроенный двумя изобретателями — братьями Складановскими. Они продемонстрировали зрителям серию небольших картин, снятых аппаратом биоскоп.
Кинопроизводство в Германии на рубеже XIX—XX вв. было сосредоточено в руках нескольких небольших фирм, которые не могли удовлетворить потребности многочисленных кинотеатров. Поэтому большая часть фильмов ввозилась из США, Франции, Италии.
Первая мировая война отрезала Германию от международного кинорынка. Возникла необходимость создать собственную кинопромышленность, способную играть активную роль в военной пропаганде. В 1917 г. при поддержке военного ведомства и немецкого банка была создана фирма УФА. Однако широкая публика отвергала пропагандистские фильмы, предпочитая развлекательные жанры — комедии и приключенческие ленты. Истинным королем развлечения в те годы был Эрнст Любич (1892—1947). Он ставил комедии («Фрейлин — мыльная пена», «Сахар и корица», «Дочь Колхизеля»), костюмные исторические ленты («Мадам Дюбарри») и др.
В 20-е гг. возникло направление киноэкспрессионизма, программным произведением которого стал фильм «Кабинет доктора Калигари» Р. Вине, отразивший страх человека перед окружающим его миром. Художественные искания Вине были затем продолжены в лентах: «С утра до полуночи» и «Дом окнами на луну» К. Х. Мартина, «Паганини» Х. Гольдберга, «Кабинет восковых фигур» П. Лени и др. Использование фантастических сюжетов, декораций, выполненных по законам экспрессионистской живописи, активная роль камеры в создании необычной атмосферы действия стали характерными признаками этих фильмов. Одним из ярких выразителей эстетики экспрессионизма в кино был режиссер Фридрих Вильгельм Мурнау (1889—1931), создатель фильмов «Мальчик в голубом», «Двуликий Янус», «Носферату — симфония ужаса», «Призрак». Стремление передать атмосферу сверхъестественного побуждало Мурнау к смелым экспериментам в области изображения. В 1925 г. он поставил реалистическую ленту «Последний человек», в которой дал убедительный анализ чувств и переживаний «маленьких людей». Основу реалистического направления составил жанр камерных драм — каммершпиле, воссоздавший на экране жизнь мелкой буржуазии. Местом действия этих фильмов были улицы и площади городов, тесные квартиры, дворы-колодцы, убогие лавчонки. Огромную роль в формировании жанра каммершпиле сыграл сценарист К. Майер, написавший сценарии многих знаменитых фильмов той поры.
В 20—30-е гг. в Германии работала целая плеяда интересных режиссеров. Следует выделить Фрица Ланга (1890—1976), снискавшего известность фильмом «Нибелунги». Словно предчувствуя грядущую трагедию, Ланг во многих своих картинах («Пауки», «Доктор Мабузе — игрок», «Завещание доктора Мабузе») дал критическое изображение личности сверхпреступника, убийцы-маньяка. Та же тема проходит и через фантастический фильм «Метрополис», в котором рассказывается о городе, управляемом жестоким диктатором.
Творчество Георга Вильгельма Пабста (1885—1967) было связано с разработкой жанра каммершпиле. Ярким образцом его эстетики стал фильм «Безрадостный переулок», показавший убожество и нищету послевоенного общества. В 30-е гг. Пабст поставил несколько прогрессивных фильмов, в том числе «Трехгрошовую оперу», «Солидарность».
В середине 20-х гг. была основана пролетарская студия «Прометей». Она показывала в Германии советские фильмы «Мать», «Броненосец „Потемкин"», «Октябрь», финансировала совместные советско-немецкие постановки: «Саламандра», «Живой труп». Здесь были поставлены картины «Ганс-живодер» и «Путешествие матушки Краузеза счастьем». В 1932 г. по сценарию Б. Брехта режиссером З. Зудовым на студии «Прометей» был создан фильм «Куле Вампе», выдающийся образец пролетарского искусства. Среди лучших фильмов 30-х гг. были также ленты: «Берлин — Александерплац» П. Ютци, «Прощание» Р. Сиодмака, «Капитан из Кёпеника» Р. Освальда, «Девушки в униформе» Л. Сагана. Выдающимся явлением немецкого кино тех лет стал звуковой фильм «Голубой ангел», поставленный американским режиссером Дж. Штернбергом. Он показал убожество мещанско-чиновничьей среды. В этом фильме дебютировала ставшая впоследствии знаменитой актриса Марлен Дитрих. С появлением звука в Кино на первый план выходят ленты с незатейливым сюжетом и обилием музыки: «Вальс любви» и «Трое с бензоколонки» В. Тиле, «Два сердца в три четверти такта» Г. фон Больвари, «Конгресс танцует» Э. Чарелла.
После прихода к власти фашистов в 1933 г. многие прогрессивные режиссеры были вынуждены эмигрировать из страны. Кинематограф был поставлен на службу нацистской пропаганде. Лишь небольшая группа режиссеров пыталась противопоставить свое творчество официальным идеям. Среди них Х. Койтнер («Китти и международная конференция», «Романс в миноре», «Улица Большая свобода, 7» и др.), В. Штаудте («Акробат, прекрасно!», «Я грезила о тебе»), К. Хофман («Рай для холостяков», «Я буду носить тебя на руках»).
В самом конце второй мировой войны материальная база немецкого кино была почти полностью уничтожена. Лежала в руинах студия УФА, сгорели архив, копировальные фабрики. Ведущие деятели кино либо жили в эмиграции, либо были отстранены от творческой деятельности. В послевоенные годы развитие немецкого кино пошло двумя различными путями — возникли две различные кинематографии: социалистическая — в Германской Демократической Республике (см. Кинематография стран социалистического содружества) и кино ФРГ (см. кинематография ФРГ).