Наталья Михайловна Ужвий (1898—1985)
Лицо этой замечательной украинской актрисы наверняка запомнилось каждому, кто видел кинотрилогию о Максиме (см. Историко-революционный фильм). Зрителей впечатляет созданный ею в одном из фильмов трилогии — «Выборгская сторона» (1939) образ вдовы рабочего Евдокии, запуганной, запутавшейся, поддавшейся на провокацию врагов революции. Евдокию ждет пролетарский суд. Она ожидает строгой кары. И вдруг слышит, что суд хочет помочь ей, улучшить жизнь ее детей. И вот на зрителей с экрана глядят незабываемые глаза Наталии Ужвий, ясные и трагически напряженные, испуганные и полные надежды.
Н. М. Ужвий начала свою артистическую деятельность в 1922 г. Начальный период ее творчества связан с именем известного украинского режиссера; А. С. Курбаса. В руководимом им театре «Березиль» (ныне театр имени Т. Г. Шевченко в Харькове) начинался творческий путь большой группы актеров, составивших впоследствии славу и гордость национального театра. Среди них — Г. П. Юра, А. М. Бучма, Н. М. Ужвий. Здесь складывался тип современного украинского актера, сочетавшего в своем искусстве страстность и музыкальность с глубиной и точностью психологических характеристик и проникновением в глубинную суть образов.
С 1936 г. творческая судьба Н. М. Ужвий связана с Киевским украинским театром имени И. Франко. Важное место в ее репертуаре занимали пьесы А. Е. Корнейчука. Начиная с «Гибели эскадры», поставленной в 1933 г. в «Березиле», где Н. М. Ужвий создала образ украинской женщины-комиссара времен гражданской войны, она играла, по существу, всех главных героинь в произведениях этого классика украинской советской драматургии. Актриса исполнила целый ряд ролей в классических украинских музыкальных драмах, и среди них — роль Маруси Богуславки в одноименной мелодраме М. П. Старицкого.
Вершиной творческих достижений Н. М. Ужвий в национальном театре является исполнение роли Анны в драме И. Я. Франко «Украденное счастье». Подлинная трагедия простой женщины, нашедшей счастье и снова потерявшей его, трагедия несчастной, но благородной души воплощалась Ужвий с высоким драматическим накалом, с абсолютной психологической убедительностью, с предельной верностью не только общего рисунка роли, но и ее бытовых деталей.
Как и всякая большая актриса, Ужвий выступала не только в ролях национального репертуара. Ее творческая палитра чрезвычайно богата. Она легко проникала в суть характеров многих героинь А. Н. Островского, М. Горького. В молодости была блистательной Беатриче в комедии «Много шума из ничего» У. Шекспира. Ее постоянным творческим спутником был А. П. Чехов. Так, в послевоенные годы она сыграла Раневскую в «Вишневом саде», а в последний период своего творчества (1980) создала образ Войницкой в пьесе «Дядя Ваня».
В числе последних ее работ — образы трогательных, одиноких женщин: Люси Купер в пьесе В. Дельмар «Дальше — тишина» и старой актрисы в пьесе И. Галина «Ретро».
Творчество Н. М. Ужвий получило высокую оценку. Ей были присвоены звания народной артистки СССР, Героя Социалистического Труда, лауреата Государственных премий СССР.
Ужвий долгие годы руководила Украинским театральным обществом, отдавая общественной работе много времени и сил.