НАЧНЁМ С РИСУНКА
Главным и настоящим учителем нашим является только натура.
С чего же следует рисовать? Моделью для рисования может быть все, что мы видим, что имеет трехмерную форму: так называемый натюрморт — предметы домашнего обихода, посуда, всевозможные вещи, сельскохозяйственные предметы и орудия, овощи, фрукты; голова и фигура человека; пейзаж, отдельные деревья, постройки, животные, птицы и т. д. Конечно, начинать надо с более простых предметов, приближающихся по форме к геометрическим. Затем можно переходить к более сложным по форме и расположению в пространстве.
Прежде чем начинать рисовать предметы, нанесите их контуры на лист бумаги, чтобы они не просто расположились и уместились на бумаге, но разместились хорошо и равномерно по отношению к краям листа.
Наиболее распространен метод рисования от общего к частному, с тем чтобы в конце опять вернуться к общему. Что это значит? Допустим, вы рисуете дерево, сухую яблоню без листьев, но с извилистыми, капризно расположенными, суковатыми ветвями и стволом. Прежде чем рисовать отдельные сучки и ветки, наметьте общий контур всего дерева, как будто оно и в натуре своими наиболее выдающимися и в ширину и в вышину точками вставлено в воображаемый многоугольник. Затем в этом многоугольном контуре расположите крупные детали — ствол, наиболее тяжелые ветви, затем следующие детали — ветви, сучки, вплоть до самых мелких. Когда все это будет нанесено на бумагу, опять вернитесь к общему и просмотрите, правильно ли разместились все части по отношению к общему и друг к другу. Таким образом все детали будут нарисованы только в сравнении и в отношении одна к другой. Этого правила нужно придерживаться всегда.
Добавим, что надо быть беспощадно строгим и требовательным к себе, не позволять себе никаких скидок в работе, как бы это порой ни казалось скучным и трудным. Не удалось сегодня, удастся завтра. Бесконечное количество упражнений — один из залогов успеха. Многие великие мастера живописи не пропускали ни одного дня без упражнения в рисунке.