НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ В ЛОНДОНЕ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Национальная галерея в Лондоне — одна из главных достопримечательностей английской столицы была основана 10 мая 1824 г. В отличие от большинства европейских музеев она сложилась не как дворцовое королевское собрание: в ее основе лежат несколько частных коллекций, подаренных, завещанных или же купленных для галереи государством.

В настоящее время в галерее представлены шедевры европейской живописи за 6 столетий. Это собрание — 2 тыс. картин — дает широкое представление об историческом развитии различных национальных художественных школ.

Главное место в галерее занимают произведения итальянской школы, которая представлена настолько полно, как нигде за пределами Италии. Экспозиция занимает 17 залов. Произведения мастеров Раннего Возрождения попали в галерею в основном в середине XIX в., когда сотрудники галереи объезжали старые европейские дворцы, монастыри, церкви, посещали аукционы картин, отыскивая интересные произведения. Среди приобретений были картины «Крещение Христа» Пьеро делла Франческа, «Поклонение волхвов» и «Портрет молодого человека» С. Боттичелли. В галерее хранятся картины Тициана «Вакх и Ариадна», Д. Беллини «Портрет дожа Леонардо Лоредана», шедевры Рафаэля «Сон рыцаря» и «Св. Екатерина». Здесь — одно из самых первых батальных произведений в истории европейской живописи — «Битва при Сан-Романо» П. Уччелло (еще две картины хранятся в галерее Уффици и в Лувре). В лондонской галерее находится необычайно богатая и разнообразная коллекция картин одного из самых оригинальных живописцев XV в. — К. Кривелли, в частности его «Благовещение». П. Веронезе представлен монументальным полотном «Семья Дария перед Александром Македонским». В конце XIX в. галерея приобрела такое уникальное произведение, как «Мадонна Ансидеи» Рафаэля, а недавно коллекция пополнилась картоном Леонардо да Винчи «Св. Анна». Огромный интерес представляют полотна Микеланджело «Положение во гроб» и «Мадонна с младенцем и св. Иоанном», так как Микеланджело — скульптор, архитектор и мастер монументальных росписей почти не занимался станковой живописью.

В 1842 г. галерея пополнилась полотном «Чета Арнольфини» Я. ван Эйка, которое положило начало разделу нидерландской школы живописи. Испанские художники представлены картинами Эль Греко, Д. Веласкеса («Портрет Филиппа IV», «Венера с зеркалом»), несколькими произведениями Ф. Гойи.

Еще в 70-х гг. прошлого века в галерею попадают картины художников фламандской

школы, среди которых — шедевр П. П. Рубенса «Соломенная шляпка». Галерея гордится картинами А. ван Дейка, выделяя в экспозиции «Конный портрет Карла I».

По заказам английских вельмож работал выдающийся французский пейзажист К. Лоррен. Пять его великолепных пейзажей, в числе которых «Отплытие царицы Савской», «Отплытие св. Урсулы», находились в составе первой коллекции, заложившей основы Национальной галереи. Французскую художественную школу в галерее представляют «Вакханалия» Н. Пуссена, картины Ж. О. Д. Энгра, Г. Курбе, полотно Э. Мане «Музыка в Тюильри», знаменитые ренуаровские «Купальщицы» и «Зонтики», «Большие купальщицы» П. Сезанна.

Особое место в галерее занимают картины английских художников: почти вся коллекция состоит из прославленных произведений английской живописи.

Это серия картин У. Хогарта «Модный брак», «Девушка с креветками», «Портрет адмирала Хитфилда» Д. Рейнолдса, полотна Д. Крома, Д. Констебла, У. Тёрнера. Одно из украшений английских залов галереи — картина выдающегося английского живописца Т. Гейнсборо «Утренняя прогулка».

Период формирования лондонской галереи совпал с развитием искусствоведения как науки, что обусловило планомерность, всестороннюю полноту комплектования, высокое качество экспонатов галереи. Галерея постоянно обогащает свои коллекции, сохраняя высокий качественный уровень всего собрания.