НАТЮРМОРТ
В переводе с французского слово «натюрморт» означает «мертвая натура». Такое название получил один из жанров изобразительного искусства. В произведениях этого жанра изображаются окружающие человека вещи — предметы быта, снедь, цветы, плоды и т. п. Возник этот жанр в XVII в. в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины (например, в творчестве венецианских художников XV—XVI вв.). Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные черты их владельца, внешние приметы жизни определенной исторической эпохи.
В истории искусства сложились два основных типа натюрморта. В одном — вещи говорят прежде всего не о самих себе, а о своем хозяине. Это как бы его косвенная характеристика. Человек незримо присутствует на картине, и порой кажется, будто он только что отошел и тотчас может вернуться. И композиция вещей здесь сугубо естественная, жизненная, часто подчеркнуто непреднамеренная. Эта разновидность исторически идет от классических образцов голландского натюрморта XVII в. (П. Клас, В. Хеда, во Фландрии — Ф. Снейдерс и др.). В советском искусстве она представлена натюрмортами Ю. И. Пименова, Ю. М. Непринцева, А. П. Васильева и других мастеров.
Вот, например, натюрморт Пименова, который называется «Ожидание» (1959). Здесь изображен стоящий на подоконнике телефонный аппарат со снятой одиноко лежащей рядом трубкой. А за окном — дождь, ненастье, и стекло, словно слезами, покрыто каплями. Все это рождает многообразные ассоциации, говорит о драме человеческой жизни. Это целая маленькая новелла, раскрытая через образно значимую вещь.
В ином типе натюрморта вещи изображаются, скорее, как нечто самоценное. Они говорят прежде всего о самих себе, словно предлагая зрителю полюбоваться красотой их облика, формы, цвета, ощупать фактуру и предметные качества. Разумеется, и такого рода натюрморты в конечном счете раскрывают своеобразие человеческого вкуса, восприятия мира и отношения к нему. Но делается это вне связи с конкретным человеческим характером или сюжетом, а только через изображение вещей самих по себе. И композиция здесь как бы «выставочная», декоративно организованная и строго продуманная. Эта разновидность исторически идет от классических образцов испанского натюрморта XVII в. (например, Ф. Сурбарана). В советском искусстве ее блистательно продолжили и развили П. П. Кончаловский, И. И. Машков, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич и другие художники. Так, натюрморт Машкова «Снедь московская: хлебы» (1924) как бы заставляет нас любоваться многообразием аппетитных хлебных изделий и словно почувствовать их запах, вкус, ощутить хрупкость поджаристых корочек и пушистость белого мякиша. Натюрморт Стожарова «Лен» (1969) говорит о красоте льняных волокон и деревянной утвари северных сел России.
Оба названных типа натюрморта не всегда воплощаются в чистом виде. Они могут совмещаться в одном и том же произведении, возможны переходные и промежуточные разновидности (например, у К. С. Петрова-Водкина).
Выдающиеся образцы цветочных натюрмортов в советском искусстве создали П. П. Кончаловский,. А. М. Герасимов, М. С. Сарьян, П. Н. Крылов, Д. А. Налбандян и другие. Один из натюрмортов Сарьяна назван «Цветы. Бойцам-армянам — участникам Великой Отечественной войны». Он написан в 1945 г. в ознаменование победы советского народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне и всем своим звучным мажорным строем воплощает радость победы. Художник здесь словно выстраивает в честь бойцов-победителей ряды роскошных букетов — все великолепие природы, которое она может породить, и как бы приносит бойцам в дар все свое артистическое мастерство. Перед нами не только изображение цветов и плодов, но и своего рода гимн жизни, прославление красоты и радости бытия, во имя которых завоевывалась победа.
Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем это всегда человеческий мир, выражающий строй мыслей и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.