Музыка Северной Америки
Формирование американской национальной музыки начинается с конца XVII в. Наиболее яркие и подлинно национальные её виды возникли в народном искусстве. Своеобразие народной музыки Северной Америки обусловлено пестротой национального состава населения. Фольклорные традиции различных народов Европы, Азии, Африки, оказавшись в ближайшем соседстве, дали начало новым музыкальным направлениям. В результате взаимодействия английского и африканского фольклора сложилась музыка негров США, в недрах которой и зародились такие специфические жанры американского искусства, как спиричуэл, блюз, джаз. Определенное влияние на музыкальную культуру США и Канады оказал фольклор коренных жителей Америки — индейцев.
Строгие нравы первых колонистов из Англии способствовали утверждению взгляда на искусство как на что‑то второстепенное в духовной жизни человека. Музицирование в их среде ограничивалось пением гимнов и псалмов на религиозных собраниях и дома. В связи с этим особое значение приобрело хоровое пение. В певческих школах обучали нотной грамоте и пению псалмов. Одну из таких школ окончил У. Биллингс — автор сборников гимнов и руководств для обучения музыке.
Рост городов способствовал развитию музыкальной жизни. Первые концерты светской музыки состоялись в Нью-Йорке (1736) и Бостоне (1731). Их программы включали вокальные и инструментальные произведения И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, а также арии из английских балладных опер. В конце XVIII — начале XIX в. появились сборники популярных пьес и серьезной музыки. Различные музыкально-просветительские организации знакомили американских слушателей с европейской музыкой. В 1832 г. музыкант-просветитель Л. Мейсон основал в Бостоне Академию музыки.
Во время войны за независимость (1775–1783) в США широкую популярность завоевали жанры военной музыки. Песни и марши сочинял Ф. Хопкинсон — крупный политический деятель этого времени, поэт и композитор.
К 40‑м гг. XIX в. относится зарождение «театра менестрелей». Менестрельные представления сложились как разновидность народного балаганного театра и состояли из вокальных, цирковых и инструментально-танцевальных номеров, комических сценок. Музыкально-стилистические черты этих спектаклей сформировались под влиянием негритянского фольклора. С традициями такого театра тесно связано творчество композитора-самоучки С. Фостера. Его лирические, комические, патриотические песни воспевали богатство внутреннего мира простого человека.
После гражданской войны (1861–1865) получает развитие негритянское искусство. Трудовые песни, спиричуэл, блюзы, регтайм и джаз привлекли всеобщее внимание своей самобытностью. В трудовых песнях, получивших широкое распространение, подвергаются критике пороки капиталистического общества. Особое место занимают хоровые песни — спиричуэл, воплотившие лучшие черты духовного облика негритянского народа. Первые упоминания о них относятся ко 2‑й половине XIX в. Спиричуэл исполняются без сопровождения — это искусство коллективной импровизации. В них соединились элементы английской баллады, шотландских и ирландских песен с африканской манерой исполнительства, выраженной в использовании вокального вибрато, трелей и виртуозного синкопирования. Элементы спиричуэл нашли отражение в симфонии А. Дворжака «Из Нового Света», в музыке американских композиторов А. Фаруэлла, Г. Гилберта, Ч. Кадмена, Дж. Гершвина.
На рубеже XIX–XX вв. возникли светские лирические сольные песни-блюзы. В них преобладали темы одиночества, страдания, безверия, тоски и скептицизма негритянского населения. Исполнялись они под аккомпанемент гитары или банджо. К этому жанру обращаются и профессиональные композиторы. Широкую популярность завоевали «Мемфис блюз», «Сент-Луис блюз» негритянского композитора У. Хэнди. Блюз оказал воздействие на эстетику и музыкально-выразительные средства джаза.
Во 2‑й половине XIX в. были организованы симфонические оркестры — Нью-йоркский (1878), Бостонский (1881), Чикагский (1891), Филадельфийский (1900). На гастроли в Америку приезжали А. Дворжак, И. Штраус, А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, А. Н. Скрябин. В 1883 г. открылся крупнейший театр США «Метрополитен-опера», позднее появились оперные театры в Филадельфии, Бостоне, Чикаго. В крупнейших университетах — Гарвардском, Колумбийском в Нью‑Йорке, Новоанглийском в Бостоне, Институте Кертис в Филадельфии были созданы музыкальные факультеты.
Профессиональное творчество американских композиторов развивалось под воздействием европейских школ. Первая композиторская школа в США сложилась в Бостоне в конце XIX в. Её представители — Д. Пэйн, Д. Чэдуик, Д. Бак, Х. Паркер. Наибольшую известность получила музыка Э. Мак-Доуэлла — автора фортепьянных и оркестровых сочинений. Под влиянием спектаклей испанской труппы М. Гарсиа, гастролировавшей в Нью-Йорке в 20‑х гг. с участием известной певицы М. Малибран, появляются первые оперы американских композиторов — «Леонора» и «Собор Парижской богоматери» У. Фрая и «Рип Ван Винкль» Д. Бристоу.
В начале XX в. в США выделились два самобытных композитора — Ч. Айве и Дж. Гершвин. Айве выработал собственный музыкальный стиль, сочетающий элементы бытовой музыки с необычайными, острыми гармониями, оригинальной инструментовкой. Для произведений Айвса свойственны лиризм и юмор, философичность содержания. Наиболее известные его сочинения — 2‑я соната для фортепьяно, 3‑я и 4‑я симфонии, соната для скрипки и фортепьяно «Детский день в лагере» и др. Творчество Гершвина — пример оригинального синтеза традиций джаза, негритянского фольклора с формами европейской музыкальной классики. Он — автор эстрадных песен, оперетт, мьюзиклов, ревю, музыкальных комедий, инструментальных пьес и первой американской оперы «Порги и Бесс», получившей признание во всем мире.
Подъем рабочего движения в США после первой мировой войны и особенно в 30‑е гг. привел к повышению роли политической песни. К рабочему движению примкнули видные писатели, композиторы и певцы. Во многих городах возникли рабочие клубы, где создавались песни для рабочих хоров. Одним из активных участников прогрессивного песенного движения в США был П. Робсон, посвятивший свою деятельность пропаганде негритянской песни на родине и за рубежом. Он познакомил американцев с советской песней. С большим успехом проходили гастроли Робсона в СССР.
Прогрессивные традиции отчетливо проявились в творчестве народного певца В. Гатри, основоположника американской песни протеста. В его песнях, исполняемых под аккомпанемент гитары, нашли выражение злободневная тематика и политический протест. Они завоевали огромную популярность в демократических кругах. Гартри оказал влияние на движение так называемых фолкников (народных певцов), среди которых видное место принадлежит Б. Дилану и П. Сигеру. Сигер — организатор массового движения за возрождение американской народной песни. Особенно часто Сигер выступал в 40–60‑е гг. на массовых митингах и собраниях. Его репертуар включает песни протеста, антифашистские песни, баллады, блюзы, спиричуэлы, рабочие песни («Мы победим», «Интернациональные бригады», «Марш углекопов», «Я не допущу сегрегации» и др.), песни советских композиторов. В 1948 г. он создал ансамбль «Ткачи» — один из лучших фольклорных коллективов США. Сигер — один из организаторов Ньюпортского фестиваля народной музыки, журнала «Запевай», посвященного народной песне. Неоднократно приезжал, на гастроли в СССР. Представителем прогрессивного песенного искусства США 50–80‑х гг. является Х. Беллафонте. Наиболее активно он выступает как участник борьбы за гражданские права цветного населения США.
В 50‑е гг. в композиторском творчестве США усиливаются экспериментальные тенденции. В эти же годы достиг расцвета жанр мьюзикла — «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, «Звуки музыки» Р. Роджерса, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу и др.
В 60–70‑е гг. большое развитие получила поп‑музыка. Это составная часть буржуазной «массовой культуры», возникшей в век массовых коммуникаций — радио, телевидения, магнитных записей и грамзаписей. Поп‑музыка стала сердцевиной «музыкальной индустрии», «шоу‑бизнеса» — развлечений, приносящих колоссальные прибыли. Идеологическое содержание поп‑музыки противоречиво. Прогрессивные, демократические устремления соседствуют с культом вульгарности, насилия, пропагандой анархического бунта, аморальности. В сфере поп‑музыки занято немало талантливых исполнителей, но все они зависят от законов коммерции.
В музыке США наиболее своеобразные черты сформировались в таких жанрах, как спиричуэл, менестрельный театр, блюз и джаз, возникших независимо от профессиональных композиторских школ. Именно в этих жанрах отразилась специфика неевропейских форм музыкального мышления. К сожалению, американские композиторы вплоть до начала XX в. не замечали богатства национальных традиций и продолжали подражать европейским образцам. Профессиональная музыка США характеризуется отсутствием единой композиторской школы. С 50‑х гг. обостряются противоречивые тенденции в музыкальной жизни и композиторском творчестве. Общая нестабильность, вызываемая средствами массовой информации, приводит к частой смене стилей и направлений, усилению неоавангардистских течений (конец 60‑х — 70‑е гг.), разрушающих музыку как единое целое. Зачастую создаются произведения, рассчитанные на коммерческий успех, лишенные социальных и эстетических функций, художественной значимости и идейной глубины. Характер современной музыкальной жизни США обусловливается постоянным поглощением элементов других музыкальных культур и в то же время активной экспансией за рубеж собственной музыкальной «продукции». Это в значительной мере лишает национального своеобразия многие явления музыкального искусства США.
Музыкальная культура другой страны Северной Америки — Канады на протяжении нескольких веков развивалась под влиянием церкви. Культовая музыка использовалась для приобщения коренного населения Канады — индейцев и эскимосов к христианству. Пользовались популярностью духовные песнопения, которые часто переводились на язык индейских племен. Сохранились и песни белых переселенцев, особенно французские, которые постепенно испытывают влияние индейской музыки.
В XVIII в. возросла роль военных оркестров, исполнявших марши, гимны и баллады. На основе таких оркестров возник ряд духовых оркестров и музыкальных обществ. В 1820 г. в Квебеке было создано филармоническое общество, основателем и президентом которого был один из первых профессиональных музыкантов Канады — Ф. Глаккемайер. В начале XIX в. появляются первые музыкальные учебные заведения при церквах.
Значительно увеличивается количество концертов и спектаклей в конце XIX в., появляются первые профессиональные коллективы, организуются фестивали. В начале XX в. возникли первые полупрофессиональные оркестры в Квебеке, Торонто и Калгари.
Одним из музыкальных центров Канады становится Торонто, где высокого уровня достигает хоровое исполнительство, открывается музыкальная школа.
В 20‑е гг. усиливается интерес музыкантов к национальному фольклору. Организуются фестивали народной музыки, издаются сборники народных песен и танцев. Профессиональные композиторы в своем творчестве обращаются к элементам канадского фольклора.
Более интенсивной музыкальная жизнь Канады становится после второй мировой войны. Сейчас в Канаде около 30 постоянно действующих оркестров. Завоевали известность такие исполнители, как пианист Г. Гулд, дирижер Ж. Бодри, певцы М. Форрестер, Л. Маршалл.