Музыкальный фильм
Музыкальный фильм — это кинопроизведение, в котором музыка играет значительную и даже главенствующую роль: включена в сюжет, участвует в развитии действия, служит средством характеристики действующих лиц, определяет общую композицию фильма. При постановках такого фильма отдают предпочтение поющим, танцующим, музицирующим персонажам, выбирают актеров, обладающих музыкальностью и пластичностью.
Музыкальный фильм располагает широкой системой жанров — это экранные варианты балетов и опер; фильм-концерт, отражающий наиболее яркие достижения эстрадного искусства; водевиль и оперетта, приходящие на экран с театральных подмостков или специально созданные для кино; музыкальные обозрения, в которых концертные номера объединены незамысловатым сюжетом; музыкальная кинокомедия и мелодрама — классические жанры, обогащающие развитие музыкальной драматургии; мьюзиклы, ориентированные на современные ритмы и мелодику; рок-опера — современное вокально-хореографическое кинопредставление. Особо следует выделить фильмы о музыкантах и композиторах.
Основная задача, решаемая мастерами кино на разных этапах развития музыкального фильма, состоит в том, чтобы добиться органического взаимодействия музыки и всех других элементов выразительности; в работе режиссера, актеров, художника, оператора, звукооператора должны быть учтены специфические особенности музыкальной программы.
Музыкальным фильмом открылась эра звукового кино: в 1927 г. был создан первый звуковой фильм «Певец джаза» (США, режиссер А. Кросленд). В дальнейшем успех музыкальных кинокартин определялся выбором комических и мелодраматических историй, яркими, легко запоминающимися мелодиями, зрелищностью и эффектностью музыкальных кинопостановок. Наряду с чисто коммерческой продукцией в американском кино появляются музыкальные фильмы, в которых затрагиваются серьезные социальные проблемы, делаются значительные художественные открытия: «42-я улица» (1933, режиссер Л. Бэкон, композитор Г. Уоррен), «Золотоискательницы» (1933, режиссер М. Ле Рой, композитор Г. Уоррен). Схожие тенденции проявляются и в музыкальных фильмах Германии, например в таких, как «Трое с бензоколонки» (1930, режиссер В. Тиле, композитор В. Хейман) и др.
В СССР музыкальные фильмы появляются в середине 30-х гг.: «Гармонь» (1934, режиссер И. А. Савченко, композитор С. И. Потоцкий), «Веселые ребята» (1934, режиссер Г. В. Александров, композитор И. О. Дунаевский, с Л. П. Орловой и Л. О. Утесовым в главных ролях). Наиболее представительным жанром стала музыкальная кинокомедия, центральное место в которой заняла песня. Героями фильмов Александрова «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940) были талантливые, целеустремленные, находящие достойное место и в искусстве, и в жизни люди. Важнейшую роль в этих картинах играла замечательная музыка Дунаевского, ярко выражающая бодрый, жизнеутверждающий характер фильмов. Дунаевский написал музыку и к первому музыкальному фильму И. А. Пырьева «Богатая невеста» (1938). Используя мотивы сказок, приемы водевиля, ориентируясь на эстетику выставок и ярмарок, Пырьев оставался приверженцем музыкальных кинокомедий: «Трактористы» (1939, композиторы братья Покрасс), «Свинарка и пастух» (1941, композитор Т. Н. Хренников).
В 40-е гг. развитие советского музыкального фильма проходит в русле музыкальной комедии: «Антон Иванович сердится» (1941, режиссер А. В. Ивановский, композитор Д. Б. Кабалевский), «Сердца четырех» (1945, режиссер К. К. Юдин, композитор Ю. С. Милютин), «Небесный тихоход» (1946, режиссер С. А. Тимошенко, композитор В. П. Соловьев-Седой), «Весна» (1947, режиссер Александров, композитор Дунаевский).
Среди музыкальных фильмов, поставленных на студиях союзных республик, — «Аршин мал алан» (1945, режиссеры Р. Тахмасиб, Н. Лещенко, композитор У. Гаджибеков) и др.
В 50-е гг. на экраны выходят «Карнавальная ночь» (1956, режиссер Э. А. Рязанов, композитор А. Я. Лепин), «Стрекоза» (1954, режиссер С. В. Долидзе, композитор С. Ф. Цинцадзе); экранизируются оперетты Дунаевского, Д. Д. Шостаковича.
Новый этап поисков в советском музыкальном кино начинается в 60-е гг. Обратившись к сказочному сюжету, опираясь на традиции театральных капустников, режиссер Р. А. Быков создает музыкальную эксцентриаду «Айболит-66» (1967, композитор Б. А. Чайковский).
Этот опыт был поддержан кинематографистами, появляется ряд музыкальных кино- и телесказок: «Король-олень» (1970, режиссер П. О. Арсенов, композитор М. Л. Таривердиев), «Приключения Буратино» (1975, режиссер Л. А. Нечаев, композитор А. Л. Рыбников) и др.
В эти же годы мастера музыкального фильма обращаются к фольклору: к грузинскому — «Мелодии Верийского квартала» (1973, режиссер Г. Н. Шенгелая, композитор Г. Г. Цабадзе), к литовскому — «Чертова невеста» (1976, режиссер А. П. Жебрюнас, композитор В. Ш. Ганелин), к русскому и украинскому — «Бумбараш» (1972, режиссеры А. А. Народицкий, Н. Г. Рашеев, композитор В. С. Дашкевич).
В рамках музыкального фильма поставлены комедийные или драматические картины на историческом материале: «Иван Васильевич меняет профессию» (1973, режиссер Л. И. Гайдай, композитор А. С. Зацепин), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976, режиссер А. Н. Митта, композитор И. И. Шварц) и др.
Возможность использовать известные литературные сюжеты привлекает кинорежиссеров и в 80-е гг.
Одна из интересных работ — фильм «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» (1983, режиссер В. А. Грамматиков, композитор А. Л. Рыбников).
Возросшая популярность музыкальной эстрады
привела к появлению в последние годы фильмов с участием известных певцов и рок-групп.