Музыкальная самодеятельность
Музыкальная самодеятельность — это творчество людей, которые не занимаются музыкальным искусством профессионально. Как правило, они состоят членами самодеятельных коллективов, кружков, студий.
В нашей стране непрофессиональное музыкальное народное творчество имеет давние традиции. Оно стало развиваться со 2-й половины XIX в. Во многом этому способствовала деятельность Бесплатной музыкальной школы, открытой в 1862 г. в Петербурге М. А. Балакиревым и Г. Я. Ломакиным; Пречистенских курсов для рабочих, организованных в Москве в 1897 г. Важное значение для становления музыкальной самодеятельности имела организация Русского хорового общества (Москва, 1878—1915), народных консерваторий (первая — открыта в Москве в 1906 г.). В 1869 г. в Эстонии прошел первый певческий праздник. С тех пор эти праздники в Прибалтике стали традиционными (см. Праздники песни). В начале XX в. возникли многочисленные рабочие и крестьянские клубы, хоровые кружки, любительские оркестры народных инструментов. Особенно заявил о себе хор крестьян под руководством М. Е. Пятницкого (ныне — Русский народный хор имени М. Е. Пятницкого).
После победы Великой Октябрьской социалистической революции народное музыкальное творчество получило мощную поддержку Советской власти. В стране рождались многочисленные рабочие хоры и оркестры, открывались рабочие и солдатские клубы народной самодеятельности. Одним из первых массовых проявлений музыкальной самодеятельности стало выступление объединенных хоров и оркестров Пролеткульта 7 ноября 1918 г. на открытии мемориальной доски «Павшим в борьбе за мир и братство народов» на Красной площади, на котором присутствовал В. И. Ленин.
В годы гражданской войны большое внимание уделялось развитию красноармейской самодеятельности: на фронтах, при политотделах воинских частей и соединений работали музыкальные кружки. Известны, например, самодеятельные хоры Чапаевской 25-й дивизии, Первой Конной армии. Так было и в годы Великой Отечественной войны, когда участники самодеятельности создавали передвижные концертные бригады. Особенно широкое развитие музыкальная самодеятельность получила в годы мирного созидательного труда советского народа.
Сейчас в школах, Домах пионеров, Дворцах и Домах культуры, клубах созданы различные музыкальные коллективы: самодеятельные академические и народные хоры, в том числе и детские, оркестры народных и духовых инструментов, ансамбли песни и танца, хореографические коллективы, вокальные и вокально-инструментальные ансамбли, эстрадные оркестры, кружки сольного пения и обучения игре на музыкальных инструментах. Есть и самодеятельные оперные театры, камерные и симфонические оркестры. Ведущим самодеятельным коллективам страны присваивается звание «народного коллектива», а в Прибалтийских республиках и на Украине — «заслуженного коллектива республики».
О высоком мастерстве многих любительских коллективов свидетельствуют совместные выступления профессиональных и самодеятельных артистов. Так, например, памятным событием в музыкальной жизни страны стало совместное исполнение в 1963 г. московскими профессиональными и самодеятельными хорами «Патетической оратории» Г. В. Свиридова. Традиционны выступления больших сводных хоров, оркестров, танцевальных коллективов, объединяющих профессиональных и самодеятельных исполнителей, на больших праздничных концертах, музыкальных фестивалях, праздниках песни и танца.
Музыкальная самодеятельность развивается рядом с профессиональным искусством. Это именно та благодатная почва, из которой растет и развивается подлинное музыкальное искусство, призванное служить народу и создаваемое самим народом.
На базе самодеятельных созданы многие ведущие профессиональные коллективы страны. В их числе Государственный академический русский народный оркестр СССР имени Н. П. Осипова, Государственный академический Северный русский народный хор, хоровые капеллы УССР «Думка», «Трембита». Из двух сельских любительских коллективов вырос Государственный Уральский народный хор.
В самодеятельности началась творческая деятельность многих известных советских дирижеров, ведущих исполнителей. Наиболее талантливые самодеятельные певцы и танцоры постоянно пополняют профессиональные коллективы страны. Многие музыканты, став руководителями любительских коллективов, помогают их творческому становлению и развитию. Без такого взаимодействия, взаимообогащения профессионального и самодеятельного творчества невозможен ни настоящий расцвет профессионального музыкального искусства, ни художественный рост музыкальной самодеятельности (о детской музыкальной самодеятельности см. Детское музыкальное творчество).
Музыкальная самодеятельность пользуется широким признанием за рубежом. Лучшие коллективы и солисты музыкальной самодеятельности выступают на международных фестивалях и конкурсах.