Музыкальная поэма
Поэма — жанр традиционно литературный, нашедший в эпоху романтизма, как и баллада, свое музыкальное воплощение. Его создателем по праву считается Ф. Лист, обозначивший термином «симфоническая поэма» целый ряд крупных инструментальных сочинений. Различные по характеру и тематике, поэмы Листа имеют общие для данного жанра черты: все они произведения программные, написанные в свободной одночастной форме с четкой сквозной логикой развития единой музыкально-поэтической идеи. Как правило, им предпослана развернутая авторская программа-комментарий. Повествование в большинстве листовских поэм ведется о событиях и личностях исключительных. Так, герой одной из них — античный титан Прометей, дерзнувший вступить в спор с богами («Прометей» по И. Г. Гердеру); в другой судьба итальянского поэта Торквато Тассо становится для композитора символом извечной трагедии художника, гонимого при жизни и прославленного после смерти («Тассо. Жалоба и Триумф» по И. В. Гёте). Выразительность музыкальных образов, богатство оркестровых красок, неуклонная последовательность и определенность тематических преобразований — качества, благодаря которым замысел почти всех поэм Листа становится доступным и незнакомому с программой слушателю. Традиция Листа была продолжена западноевропейскими композиторами. Так, симфонические поэмы классиков чешской музыки Б. Сметаны и А. Дворжака стали первыми образцами чешского национального симфонизма. Программность этих поэм иная, чем у Листа: в них широко воплотились сюжеты народных сказаний и баллад, героические эпизоды прошлого, величественные образы родной природы (цикл из 6 поэм «Моя родина» Сметаны). Особенностям содержания поэм отвечает и своеобразие их музыкального языка: эпичность, обилие народно-песенных мелодий и изобразительных эффектов.
Большой любовью пользовалась симфоническая поэма у русских композиторов. К ней обращаются в своем творчестве М. А. Балакирев («Русь», «В Чехии», «Тамара»), Н. А. Римский-Корсаков («Сказка»), А. К. Глазунов («Стенька Разин»), А. Н. Скрябин («Поэма экстаза», «Прометей» или «Поэма огня»). Близки по типу к симфонической поэме многие программные сочинения П. И. Чайковского (увертюры-фантазии «Ромео и Джульетта», «Гамлет» и др.).
К жанру симфонической поэмы относятся также инструментальные пьесы лирико-драматического или лирико-повествовательного характера. Они могут быть небольшими по размеру (поэма для фортепьяно «К пламени» Скрябина) или развернутыми концертными сочинениями (поэма для скрипки с оркестром Э. Шоссона).
Композиторы XX в. называют поэмами некоторые вокальные или вокально-инструментальные произведения. Это, например, «Десять поэм» для хора на слова русских революционных поэтов Д. Д. Шостаковича, «Поэма памяти Сергея Есенина» Г. В. Свиридова.