Монастыри и монашество в России
Монахами (от греч. monachos — «отшельник») в христианстве называют людей, отрекшихся от мира и посвятивших себя служению Богу. Возникло монашество в конце III в. в Египте, когда христиане стали уходить в пустыню и вести там жизнь отшельников (анахоретов). В IV в. часть отшельников объединившись, стала жить вместе, положив, таким образом, начало монастырям. С конца X в., когда Русь приняла христианство (см. Русская православная церковь), монашеским идеалом стал аскетизм (от греч. asketes — «упражняющийся в чем-либо»), помогающий на пути к спасению. На Руси монастыри появились в первые десятилетия после крещения. История возникновения самого известного древнерусского монастыря — Киево-Печерского — изложена в летописном рассказе, вошедшем в «Повесть временных лет». Горожанин Антоний, искавший праведной жизни, отправился в Грецию, на Афон — святую гору, где было множество монастырей. Став монахом на Афоне, Антоний вернулся на Русь, выкопал пещеру в горах недалеко от Киева и начал вести жизнь отшельника. Слава о его подвижничестве привлекла к нему множество последователей. Антоний принял их, но, когда речь зашла о создании монастыря, отказался стать в нем игуменом (руководителем), а благословил на игуменство одного из своих сподвижников и учеников — монаха Феодосия, а сам переселился в другую пещеру и остался отшельником. Уже при жизни Феодосия монастырь оказался в сложных отношениях с князем: княжеское благоволение сменялось враждой, когда Феодосии вмешивался в политическую борьбу, используя свой духовный авторитет. В то же время при решении важных вопросов и Феодосии, и князь обращались за благословением к Антонию. В его судьбе можно увидеть зачатки специфического русского явления — старчества, когда человек пользовался большим нравственным авторитетом не из-за занимаемых постов или поступков, но благодаря богоустремленности и «духовному деланию».
По большей части монастыри строились в черте города, у его крепостных стен (например, Чудов монастырь Московского Кремля), в ближайших пригородах. Основателями (ктиторами) многих из них были русские князья, отшельники и подвижники.
По своему устройству монастыри разделялись на общежительные и особожительные. В первых (киновиях) инокам не полагалось иметь никакой собственности; здесь вся жизнь подчинялась строго регламентированным правилам — монастырскому уставу. Общежительным, например, был Соловецкий монастырь, созданный преподобными Зосимой и Савватием на русском Севере в XIV в. Во вторых иноки в большей степени пользовались свободой, объединяясь лишь для церковной службы.
Особой формой монастырской жизни на Руси были скиты, или пустыни. В них собирались всего несколько человек и вели жизнь, близкую к отшельничеству. Здесь не было такой строгой дисциплины и необходимости подчинения игумену, основное внимание уделялось индивидуальному пути спасения. К таким скитам относилась пустынь Нила Сорского.
Человек, желающий стать монахом, сначала принимался в монастырь на правах послушника: ему давались различные поручения и задания, при этом монашеская братия наблюдала за тем, достаточно ли он тверд в своем намерении и выдержит ли он тяготы монашеской жизни. По истечении нескольких лет прошедший испытание послушник проходил обряд посвящения в младший монашеский чин — пострижение. До конца XVII в. обряд пострижения мог совершить и одинокий отшельник, но позже обряд проходил в церкви, после литургии. Существовала также особая степень монашества — великая схима, переход в которую вновь сопровождался обрядом, при этом к обычным для монаха обетам: целомудрия, бедности и послушания — великосхимники (схимонахи) брали на себя дополнительные обеты (например, молчания или затворничества). Монахов, посвященных в священники, или священников, постригшихся в монастырь, называли иеромонахами. Они совершали службы в монастырском храме. Большую роль в жизни монастыря играл собор старцев, в их числе оказывались наиболее авторитетные среди братии иноки, выполнявшие важнейшие послушания — поручения: келарь (заведовал хозяйством монастыря и утварью), эконом и др. Однако основная власть принадлежала игумену монастыря, который избирался братией или назначался высшим церковным лицом (епископом) или князем. Большую часть времени монах проводил в молитве (на церковной службе) и в своей келье. Остальное время инок обязан был трудиться. При этом труд со времен раннехристианского монашества рассматривался и как аскетическое упражнение.
Имущество монастырей складывалось из дарений (вкладов по душе), завещаний. Однако рост монастырских богатств не рассматривался как рост богатства отдельного монаха, поскольку имущество в общежительных монастырях принадлежало монастырю, а не монаху. Монастырь использовал доходы для устроения храмов, своего хозяйства, а также в благотворительных целях. Экономическое могущество монастырей было связано не только с дарениями и вкладами «по душе», но и с активной деятельностью иноков по благоустройству своих обителей. Крупные хозяйства были в Троице-Сергиевом, Соловецком, Кирилло-Белозерском, Иосифо-Волоколамском монастырях.
Со времен Петра I начинается новая страница в истории монашества. Петр считал, что монашество не единственная форма ведения аскетической жизни, полагая, что можно спастись для жизни вечной и в миру. С него начиналась политика ограничения роста числа монастырей, использование монастырского имущества на государственные и военные нужды. В 30-е гг. XVIII в. появились указы, запрещавшие пострижение в монахи кого-либо, кроме отставных солдат, и вменявшие монастырям благотворительность как государственную обязанность (содержание больниц, богоделен и др.). В начале 1762 г. Петр III, а в 1764 г. Екатерина II осуществили секуляризацию монастырских земель, переведя их на содержание государства. В результате резко сократилась численность как мужских, так и женских монастырей.
В первые годы советской власти монастыри на территории России закрывались, а затем ликвидировались.
Возрождение монашества как особой формы духовной жизни началось в 80-х гг. XX в.