Модернизм, раздел «Художник»
Модернизм — это общее название ряда направлений в искусстве конца XIX—XX в., отразивших кризис буржуазной культуры. Для них характерен разрыв с гуманистическими традициями классического искусства, с материализмом в эстетике и реализмом в художественном творчестве. Истоки модернизма — в упадочных (декадентских) явлениях в искусстве рубежа XIX—XX вв. Настроения безнадежности, неприятия реальной жизни, культ красоты как единственной ценности, индивидуализм, демонстративное пренебрежение к социальным проблемам легли в основу многих проявлений модернизма. Так называемый авангардизм — стремление порвать с наследием прошлого, создать нечто противоречащее установившимся нормам художественного вкуса и эстетическим понятиям, а также анархические, буржуазно-индивидуалистические устремления свойственны таким течениям, как фовизм, экспрессионизм, футуризм, дадаизм. Модернистские установки — отрицание культурного наследия, преувеличение роли субъективного начала и формы в искусстве — сочетаются здесь с разработкой некоторых новых тем и художественных приемов, с открытой оппозицией буржуазии и ее официальной культуре. Первым последовательно модернистским художественным направлением был кубизм, заменивший принцип познания действительности средствами искусства формальным экспериментаторством. Сюрреализм, объявивший войну разуму, логике, всякому естественному чувству — эстетическому и нравственному, завершил формирование модернистского искусства.
В середине XX в. ведущая роль в модернизме утвердилась за беспредметным (абстрактным) искусством (абстракционизмом), которое появилось в 1910-х гг. как побочный результат эволюции кубизма, футуризма, экспрессионизма и лишь в 1920-х и 1930-х гг. стало претендовать на особую роль.
Становление советского искусства привело к быстрому распаду модернистских течений (чрезвычайно активных в первые годы Советской власти) и к переходу большинства художников-модернистов к реалистическому творчеству или к работе в художественной промышленности уже в начале 1920-х гг.
Временный спад пережило искусство модернизма и в капиталистическом мире. Основание в 1940-х гг. в США «тихоокеанской школы» абстрактной живописи вновь вывело модернизм в «лидеры» буржуазного искусства. В 1940—1960-х гг. абстрактное искусство распространилось во многих странах мира, стало главным фактором борьбы космополитической буржуазной культуры против национальных культур, против прогрессивного реалистического искусства. Абстрактное искусство рекламировалось как проявление духовной свободы, самовыражение индивидуальности, раскрытие глубоких основ мироздания.
Во второй половине 1950-х гг. появилось новое модернистское направление — поп-арт («общедоступное искусство»). Отказываясь от обычных методов живописи, скульптуры, графики (еще сохранявшихся в абстрактном искусстве), от каких-либо логических и художественно-образных закономерностей, поп-арт культивировал намеренно случайное сочетание готовых бытовых предметов, механических копий (фотография, муляж), обрывков массовых печатных изданий (реклама, промышленная графика, комиксы). Поп-арт возвел в ранг искусства культ вещи, любовь к сенсации и «массовую культуру», внедряемые буржуазным обществом в сознание обывателя. Стирая разницу между искусством и вульгарными проявлениями обыденной жизни, введя в искусство неупорядоченную массу вещей и зрительных впечатлений, поп-арт дал начало бесчисленным мелким течениям, где за искусство выдаются любые «волеизъявления художника», заведомо лишенные эстетической, идеологической или практической ценности («концептуальное искусство» — таинственные слова или знаки, «телесное искусство», «земельное искусство» и др.). Особняком стоит гиперреализм («сверхреализм»), выдвинувшийся в 1970-х гг. в США и Западной Европе в результате тяги зрителей к возрождению изобразительного начала в искусстве. Однако в гиперреализме (в Европе называемом фотореализмом) подлинно реалистические тенденции изобразительного начала в творчестве, как правило, подменяются подчеркнуто точным, натуралистическим, напоминающим цветную фотографию или муляж воспроизведением изолированного и неосмысленного фрагмента действительности.