Многонациональная литература советского периода

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Октябрьская революция выдвинула перед писателями острую проблему — за революцию или против нее.

Наиболее передовая часть литературной интеллигенции решила для себя этот вопрос сразу. «Моя революция. Пошел в Смольный», — писал В. В. Маяковский, вспоминая бурные дни Октября. Другая часть писателей признала революцию позже, убедившись в справедливости её целей. Таков путь А. Н. Толстого, Г. Джавида, А. Абашели и других. Л. Н. Андреев, И. А. Бунин и некоторые писатели старшего поколения не приняли революции. А. И. Куприн вернулся в СССР из эмиграции в 1937 г.

Признанными мастерами художественного слова встретили революцию М. Горький, А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. С. Серафимович, В. В. Маяковский, Демьян Бедный, С. А. Есенин, Г. Табидзе, П. Тычина, В. Сосюра, Янка Купала, Якуб Колас, А. Акопян, А. Ширванзаде, А. Исаакян, Ст. Зорьян, Ш. Дадиани, Л. Киачели, Н. Лордкипанидзе, Н. Нариманов, М. Ордубады, А. Шаик, А. Ахвердов и другие.

В первые годы советской власти в этот славный отряд писателей влилась большая группа участников недавних революционных битв. «Мы, молодые, литературно родились после 1917 года», — писал Л. М. Леонов в 1925 г. О том же говорит поэт Н. С. Тихонов: «Меня сделала поэтом Октябрьская революция. Она открыла мне глаза на мир». «1919 год — мой пафос», — вспоминал К. А. Федин, участник гражданской войны в Поволжье.

В 1921 г. начинает свою литературную работу Д. А. Фурманов, бывший комиссар 25‑й Чапаевской дивизии.

В это же время входит в литературу молодой А. А. Фадеев. В гражданскую войну он воевал в партизанских отрядах и в Красной Армии против Колчака, японских интервентов, белогвардейских банд на Дальнем Востоке. Из далекой донской станицы приезжает в столицу М. А. Шолохов, имевший за плечами богатый опыт участника продотряда. Яркие впечатления этих лет отразились в его первой книге — «Донские рассказы» (1925).

С первых шагов советская литература обращается к новому герою — участнику революции, показывая его в обстановке непримиримой борьбы двух миров.

В ряде произведений 20‑х гг. дан образ вождя революции В. И. Ленина (очерк М. Горького «В. И. Ленин» и др.). Как и Маяковский (поэма «Владимир Ильич Ленин»), многие поэты видят в нем «самого человечного человека»; по словам Е. Чаренца, следуя идеям Ленина, «свою объединили мощь в союзе огненном народы»; татарский поэт Х. Такташ называет его «человеком, которого века породили».

Писатели, каждый по‑своему, рисуют поединок нового мира с жестоким и мрачным прошлым мира собственников и угнетателей, и эта тема отражена в «Чапаеве» (1923) Д. А. Фурманова, в «Партизанах» (1921) и «Бронепоезде 14–69» (1922) В. В. Иванова, «Падении Дайра» (1923) А. Г. Малышкина, «Городах и годах» (1924) К. А. Федина, «Тихом Доне» (1928–1940) М. А. Шолохова, «Хождении по мукам» (1922–1941) А. Н. Толстого, «Думе про Опанаса» (1926) Э. Г. Багрицкого, в пьесах «Любовь Яровая» (1926) К. А. Тренева, «Разлом» (1927) Б. А. Лавренева, «Шторм» (1926) В. Н. Билль-Белоцерковского, «Первая Конная» (1929) Вс. В. Вишневского.

Эти произведения русской советской литературы ярко и талантливо запечатлели на своих страницах остродраматические, героические картины рождения нового мира.

Советские писатели показали, что именно народ творит историю, что он её главная сила. Произведения русских писателей прокладывали путь новому искусству, помогали развитию литературы народов СССР.

Советская литература многонациональна и многоязычна. Это литература новой исторической общности людей — советского народа. Она создается общими усилиями писателей разных национальных культур.

В начале 80‑х гг. в Советском Союзе насчитывалось 78 национальных литератур народов и народностей, населяющих нашу страну. До Октября их было значительно меньше — не все народы бывшей царской России имели свою письменность и литературу.

Некоторые народы Средней Азии, Северного Кавказа, Поволжья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока к 1917 г. имели лишь устную народную поэзию — прекрасные песни, героические сказания о богатырях, красочные легенды и предания. Поэтому возникшие после Октября литературы этих народов принято называть младописьменными.

Лишь в 20–30‑е гг. чукчи, ненцы, нанайцы, удэгейцы, коряки, эвенки обрели свою письменность и за короткий срок создали национальную литературу.

Светом революции озарены герои многонациональной литературы 20‑х гг. «Железный поток» (1924) А. С. Серафимовича — книга о героическом походе Таманской армии в годы гражданской войны, когда в тяжелых боях и невероятных лишениях рождалась новая, революционная дисциплина бойцов Красной Армии. Надолго запоминаются образы легендарного вожака таманского похода Кожуха, командира партизанского отряда Левинсона из романа А. А. Фадеева «Разгром», Глеба и Даши Чумаловых — рабочих-коммунистов, участников гражданской войны, восстанавливавших цементный завод (роман Ф. В. Гладкова «Цемент», 1925). В ряду этих героев стоит и Виктория — молодая революционерка из повести армянского писателя Ст. Зорьяна «Девушка из библиотеки» (1925) и большевик Гайоза Лабардава, рабочий-железнодорожник из романа Н. Лордкипанидзе «С тропинок на рельсы» (1928). Армянские писатели рассказывают о тех, кто бесстрашно отдал жизнь за победу революции, и о тех, кого она «выпрямила» и освободила («Мерке» Д. Демирчяна, «Гюльханда» Г. Сарьяна).

Жизнь и борьба украинского крестьянства обрисованы в повести «Бурьян» (1927) А. Головко. Писатель создал яркие образы людей новой деревни — советских активистов, селькоров и противостоящие им фигуры сельских кулаков — куркулей.

Произведения о деревне создают в эти годы белорусские писатели Зм. Бядуля, М. Лыньков, М. Зарецкий. Воспевают Октябрь в своих стихах молодые белорусские поэты М. Чарот, Тишка Гартный и другие. В поэмах «Симон-музыкант», «Новая земля» (1923), в первой части прозаической трилогии «На перепутье» (1923) Я. Коласа, в произведениях Я. Купалы говорится о пути белорусского народа к революции. В повести «Трясина» (1933) Я. Колас рассказывает о героической борьбе партизан Полесья против интервентов в годы гражданской войны. В повестях и романах К. Чорного, М. Зарецкого изображена белорусская деревня в годы революции.

В грузинской литературе Г. Табидзе воспевает социалистическое обновление жизни:

Нет, не дано эпохам права
Быть запросто, на «ты», с моей!
Ей суждена навеки слава
В громах и бурях новых дней!..
(Пер. Г. Цагарели)

Писатели старшего поколения — Л. Киачели в романе «Кровь» (1927), С. Клдиашвили в романе «Пепел» (1932), М. Джавахишвили в романе «Арсен из Марабды» (1936) — повествуют об освободительной борьбе своего народа. Живой образ революционной эпохи, становление новых человеческих отношений запечатлели молодые грузинские поэты А. Мирцхулава, С. Чиковани, Т. Табидзе, П. Яшвили и прозаики П. Чхиквадзе и Б. Чхеидзе.

Видное место в татарской литературе 20‑х гг. занял историко-революционный роман Г. Ибрагимова «Наши дни». Писатель воскрешает события совместной героической борьбы татарского и русского пролетариата Казани за свои права в начале XX в.

Успешно развиваются в условиях советского строя литературы Средней Азии и Казахстана, где впервые появляются произведения прозы и драматургии.

Основоположник таджикской советской литературы поэт и прозаик С. Айни написал в 1918 г. «Марш свободы» на мотив «Марсельезы». С ним шли в бой против басмачей отряды крестьян:

О, рабы! Подымайтесь из праха,
Красным знаменем мир озаря!
Сбросьте иго покорства и страха —
Засияла свободы заря.
(Пер. И. Л. Сельвинского)

Среди поэтов нового поколения Средней Азии и Казахстана выделяются голоса П. Сулаймони (Таджикистан), поэта и драматурга Хамзы Хакимзаде Ниязи (Узбекистан), С. Сейфуллина (Казахстан), поэта и прозаика Б. Кербабаева (Туркмения). Всесоюзную известность после революции приобрели песни казахского акына Джамбула, киргизского народного поэта Токтогула, народного певца Дагестана Сулеймана Стальского. Воспевая великие перемены в жизни своих народов, акыны сравнивали мрачное прошлое и светлое настоящее.

В 20‑е гг. в различных национальных литературах возникают разнообразные творческие объединения писателей. Каждое из них отстаивало свое понимание нового искусства революционной эпохи.

Массовыми организациями были те, куда входили пролетарские писатели (РАПП — Российская ассоциация пролетарских писателей, «Кузница» и др.); возникали также и другие литературные объединения, например «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), в Грузии — «Голубые роги», в Армении — «Мурч» («Молот»), на Украине — «Ваплите», в Белоруссии — «Полымя» («Пламя»).

Коммунистическая партия помогала писателям активно участвовать своим творчеством в строительстве социализма. После постановления ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) был создан единый Союз писателей СССР.

Первый Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в августе 1934 г. под председательством М. Горького. Участниками съезда стали представители различных национальностей Советского Союза. На съезде было отмечено, что уже в первое советское десятилетие литературы народов СССР дали читателям замечательные произведения, ставшие отечественной классикой. В эти же годы в основном сложились основные принципы нового советского искусства: коммунистической партийности и народности.

Советская литература — это литература поистине народная, потому что отражает жизнь народа, его устремления. Это также литература партийная, активно отстаивающая идеалы коммунизма. О боевой коммунистической направленности нашей литературы, о её великой воспитательной силе хорошо сказал замечательный поэт нашей революционной эпохи Владимир Маяковский:

…я подыму,
как большевистский партбилет, все сто томов
моих
партийных книжек.

Наряду с произведениями, где в центре стоит участник революционных битв, герой штурма Зимнего, взятия Перекопа, красногвардеец, партизан, появляются книги, главный герой которых — человек труда. Впервые в мировой литературе он изображается не как угнетенный, а как хозяин своей страны.

В 30‑е гг. появляется много произведений, посвященных историческому прошлому. Рисуя дореволюционную жизнь, писатели стремились дать представление о тех путях, которые привели народы нашей страны к Октябрю.

Судьбы героев этих произведений тесно связаны с главными событиями эпохи революции и гражданской войны. Такие книги, как «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Хождение по мукам» А. Н. Толстого, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, стали советской и мировой классикой.

В 1934 г. выходит из печати роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь», занявший исключительное место не только в советской, но и в мировой литературе. Жизнь героя романа Павла Корчагина — это как бы биография поколения первых комсомольцев, участников революции, создавших замечательные традиции советской молодежи.

Яркие страницы революционной истории народов, выразительные образы людей сильных, справедливых, борющихся за счастье народа, созданы в книгах Б. Кербабаева «Решающий шаг», С. Айни «Рабы», С. Муканова «Ботагоз», М. Ордубады «Тавриз туманный», Ю. И. Яновского «Всадники».

Автобиографическая трилогия М. Горького — «Детство», «В людях», «Мои университеты» — способствовала появлению многих произведений советской литературы, написанных в 30‑е гг. и позднее, где писатели на автобиографическом материале создали обобщающие художественные картины эпохи народной жизни: «История одной жизни» Ст. Зорьяна, «Школа жизни» С. Муканова, «Утро нашей жизни» С. Улуг‑Зода, «Слово арата» С. Тока, автобиографическая трилогия Ю. Смолича «Детство», «Наши тайны» и «Восемнадцатилетние».

Главными персонажами исторических книг зачастую являются подлинные исторические деятели и герои далекого прошлого. Широкую известность приобрели написанные в 20 — 30‑е гг. исторические романы «Разин Степан» А. П. Чапыгина, «Петр Первый» А. Н. Толстого, «Цусима» Ал. С. Новикова-Прибоя, «Кюхля», «Смерть Вазир-Мухтара» Ю. Н. Тынянова, «Севастопольская страда» С. Н. Сергеева-Ценского, поэма «Лейтенант Шмидт» Б. Л. Пастернака, роман «Емельян Пугачев» В. Я. Шишкова, печатавшийся с 1938 по 1945 г.

М. Горький говорил, что исторические книги «очень важные, очень нужные»: «Наша молодежь должна знать, какой путь прошли люди старшего поколения, какую борьбу выдержали они, чтобы дети и внуки их могли жить счастливой жизнью. Им нужно показать, как трудно создавался человек, как он был упорен и вынослив в труде и в борьбе и какой он совершил невероятный путь к свободе…»

В 30‑е гг. перед советским обществом встали новые задачи. Началась эпоха первых пятилеток. Советская литература не отделяет своих задач от жизни народа.

Писатели едут в колхозы, на фабрики, на новые, социалистические стройки и создают произведения по следам живых событий. Художественные очерки 30‑х гг. нередко становятся основой для создания повестей и романов.

Яркие картины строительства Магнитогорска запечатлел в своем романе «Время, вперед!» В. П. Катаев (1932). О рождении нового человека труда, о наступлении на старый уклад жизни рассказывает Л. М. Леонов в романе «Соть» (1930). М. С. Шагинян изображает жизнь строителей новой гидростанции в Армении (роман «Гидроцентраль», 1930–1931); «Энергия» (1932–1938) Ф. В. Гладкова повествует о героических буднях Днепрогэса.

О социалистическом труде рассказывают книги писателей Украины («Рождается город» А. И. Копыленко, «Роман межгорья» Ивана Ле, «Инженеры» Ю. Ю. Шовкопляса) и других республик.

Многих писателей привлекают герои, которые, подобно Давыдову в «Поднятой целине» М. А. Шолохова (первая книга — 1932 г.), находятся в гуще событий социалистического переустройства деревни. Эта же тема в центре четырехтомной эпопеи Ф. И. Панферова «Бруски» (1928–1937). Писатели изображают, как в схватках с кулачеством проходит коллективизация, создаются колхозы.

«Поднятая целина» М. Шолохова — одна из первых и наиболее значительных книг в советской литературе, отразивших исторический перелом в деревне. Она оказала глубокое воздействие на нашу многонациональную литературу: в ряде произведений по‑своему, на своем национальном материале писатели рассказали о социалистическом переустройстве деревни.

В романе «Заря Колхиды» (1931 — 1951) грузинского писателя К. А. Лордкипанидзе изображена жизнь грузинской деревни на историческом переломе. Киргизский писатель Т. Сыдыкбеков в романе «Среди гор» (1955 — 1958) рассказывает о коллективизации в киргизском ауле. Среди многочисленных произведений на эту тему можно назвать также и романы белорусских писателей В. Головача «Переполох на загонах» и К. Чорного «Третье поколение», роман казахского писателя Б. Майлина «Азамат Азаматыч», роман узбекского прозаика А. Кадыри «Абид-Кетмень», роман «Ацаван» армянского писателя Н. Зарьяна.

Еще в первые годы Советской власти созданы книги об идейно-нравственном становлении нового человека. Особое место в этом ряду занимает творчество А. С. Макаренко — замечательного советского педагога и писателя. Его «Педагогическая поэма» (1933–1936) — история перевоспитания правонарушителей в трудовой колонии имени М. Горького, во главе которой стоял сам Макаренко.

Среди книг о воспитании нового человека можно назвать романы «Люди из захолустья» (1938) А. Г. Малышкина, «Гвади Бигва» (1938) Л. Киачели, повесть Ю. С. Крымова «Танкер «Дербент» (1938). В поэме «Слово о колхознице Басти» азербайджанский поэт С. Вургун создает выразительный образ освобожденной женщины Востока.

Поэзия этих лет многообразна: от стиха‑агитки до лирической песни, баллады, поэмы. Широкую известность приобретают стихи и поэмы В. А. Луговского, Н. С. Тихонова, М. А. Светлова, Б. П. Корнилова, Э. Г. Багрицкого, А. А. Прокофьева, И. Л. Сельвинского, М. Ф. Рыльского, М. Бажана, П. Г. Тычины, Г. Табидзе, Г. Леонидзе, А. А. Кулешова, П. Бровки, Х. Алимджана, Г. Б. Сарьяна и других поэтов, создающих многоцветную картину жизни советского народа.

В 1939–1940 гг. братская семья советских писателей пополнилась новыми художниками слова Латвии, Литвы, Эстонии, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии, присоединившихся к Советскому Союзу. В 20–30‑е гг. многие из них создавали произведения в условиях буржуазного режима. В своих книгах революционные художники звали народ на борьбу, мечтали об освобождении. В этих литературах среди известных писателей следует назвать А. М. Упита, В. Лациса, Я. Судрабкална (Латвия), С. Нерис, П. Цвирку (Литва), Й. Барбаруса, Ю. Сютисте (Эстония), Я. Галана, А. Гаврилюка (Западная Украина), М. Танка (Западная Белоруссия), Е. Н. Букова, А. П. Лупана (Бессарабия).

К середине 30‑х гг. все яснее ощущается угроза войны с фашизмом. Публикуются романы П. А. Павленко «На Востоке», И. Г. Эренбурга «Падение Парижа», книга очерков М. Е. Кольцова «Испанский дневник» — о борьбе революционной Испании с фашизмом. Создаются патриотические, героические драмы — «Парень из нашего города» К. М. Симонова, «Страна родная» Д. Демирчяна и др. Советская литература передает эстафету героизма и мужества участников революции и гражданской войны новому поколению, которому предстоит вместе с отцами встать на защиту Родины:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой,
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Эта песня на слова В. Лебедева-Кумача написана в первый день Великой Отечественной войны. Вместе со всем народом поднялась на борьбу с врагом наша единая многонациональная литература. Больше тысячи писателей — свыше трети состава Союза писателей — ушли добровольцами на фронт. Многие из них стали военными корреспондентами центральных, фронтовых, армейских и дивизионных газет.

В памяти народа навсегда сохранятся имена М. Джалиля, А. П. Гайдара, Ю. С. Крымова, Е. П. Петрова, В. П. Ставского, О. Десняка, Б. М. Лапина, Э. Капиева, М. Геловани, А. А. Шогенцукова, Т. Гуряна, Х. Юсуфи, Н. Сарыханова и многих других советских писателей, павших смертью храбрых.

Советская литература создает произведения о героях фронта и тыла. Газеты печатают поэму «Василий Теркин» А. Т. Твардовского, повесть «Непокоренные» Б. Л. Горбатова, театры ставят пьесы «Русские люди» К. М. Симонова, «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Взятие Великошумска», «Нашествие» Л. М. Леонова. Ведущие писатели нашей страны в газетных и журнальных статьях и очерках рассказывают народу о грозных событиях военных дней, о подвигах советских воинов. Выступления А. Н. Толстого, М. А. Шолохова, Вс. В. Вишневского, Б. Л. Горбатова, И. Г. Эренбурга, В. Л. Василевской, Я. Галана, С. Айни, М. Турсун-Заде, Н. Зарьяна, Р. Кочара и многих других писателей братских литератур сыграли боевую, мобилизующую роль в дни Великой Отечественной войны.

В стихах, поэмах и песнях военных лет проникновенно воплощаются раздумья о жизни, Родине, смерти, любви:

Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От твоей негасимой любви.

Эти стихи А. Суркова, как и «Жди меня» К. Симонова, знала вся страна. Герои поэм военных лет воплощают характер советского человека, его душевное богатство, высокие цели, за которые он сражается. «Избавить мир, планету от чумы — вот гуманизм! И гуманисты — мы…» — пишет Вера Инбер в поэме «Пулковский меридиан». А. Твардовский в поэме «Василий Теркин» рассказал о подвиге советского солдата в Отечественной войне:

Бой идет святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле.

Важнейшая тема литературы военных лет — тема братской дружбы народов в трудных испытаниях войны.

Среди произведений военного времени можно назвать книги, которые и сегодня

остаются гордостью советской литературы: роман А. А. Фадеева «Молодая гвардия», поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин», «Дни и ночи» К. М. Симонова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Н. Полевого, поэмы М. И. Алигер «Зоя», П. Г. Антокольского «Сын», В. М. Инбер «Пулковский меридиан», «Ленинградская поэма» О. Ф. Берггольц, «Киров с нами» Н. С. Тихонова, «Похороны друга» П. Тычины. В них навечно сохраняется память о немеркнущих подвигах советских людей в годы войны.

Герой литературы первых послевоенных лет — советский воин-освободитель, вернувшийся к мирному, созидательному труду. В поэзии, прозе и драматургии этих лет писатели изображают героя-современника, борца за мир.

Одна из главных тем послевоенной литературы — изображение вдохновенного труда советских людей, восстанавливающих разрушенное войной хозяйство, развивающих завоевания социализма. Об этом рассказано в поэмах «Дом у дороги» А. Твардовского, «Флаг над сельсоветом» А. И. Недогонова, в романах «Счастье» П. А. Павленко, «Кружилиха» В. Ф. Пановой, «Жатва» и «Битва в пути» Г. Е. Николаевой, «Айсолтан из страны белого золота» Б. Кербабаева, «Апшерон» М. Гусейна, «Люди наших дней» Т. Сыдыкбекова, в повести Г. Гулиа «Весна в Сакене». Одно из замечательных произведений этого времени — роман Л. М. Леонова «Русский лес» (1953), отмеченный в 1957 г. Ленинской премией.

В молодых республиках Прибалтики социалистическое преобразование жизни после войны происходит в обстановке острой классовой борьбы, что нашло отражение в книгах В. Лациса «К новому берегу», Г. Леберехта «Свет в Коорди», А. Саксе «В гору», Р. Сирге «Решающий поворот», рассказах П. Цвирки, Ю. Балтушиса.

О многолетней борьбе латышского народа за свободу рассказывает А. М. Упит в историко-революционных романах «Земля зеленая» (1945) и «Просвет в тучах» (1951). Это мастер монументальной, многоплановой прозы с широким охватом событий, острой социальной проблематикой.

Со страниц книг тех лет не сходит тема недавних военных битв. В одних произведениях — «Знаменосцы» О. Гончара, «Зеленый луч» Л. С. Соболева, «На дальних берегах» И. Касумова и Г. Сеидбейли, «Дети большого дома» Р. Кочара — писатели выдвигают на первый план героику подвига. В других произведениях — «Дни и ночи» К. Симонова, «Спутники» В. Ф. Пановой, «Солдат из Казахстана» Г. Мусрепова, «Звезда» Э. Г. Казакевича — герои предстают в суровой обстановке военных будней.

Эти разные по своему стилю книги в целом дают широкую, многостороннюю картину войны. Её дополняют многочисленные книги военных мемуаров, воспоминания участников войны, книги документально-художественные: «Подпольный обком действует» А. Федорова, «В Крымском подполье» И. А. Козлова, «Это было под Ровно» Д. Н. Медведева, «Люди с чистой совестью» П. П. Вершигоры и др.

Замечательным явлением советской литературы стал рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» (1956–1957), где история жизни простого солдата Андрея Соколова приобрела эпически-гуманистическое звучание.

Герои книг 50–60‑х гг. — участники напряженной борьбы за дальнейшее развитие социалистического общества, пионеры новостроек и освоения целины — воплощают лучшие черты советского характера.

В 60–80‑е гг. снова и снова появляются книги, возвращающие нас к волнующим событиям войны. С большой глубиной освещается военная тема в романах и повестях Ю. В. Бондарева «Последние залпы», «Батальоны просят огня», «Горячий снег», Г. Я. Бакланова «Пядь земли», «Карпухин», «Навеки — девятнадцатилетние», М. Н. Алексеева «Солдаты», «Дивизионка», В. В. Карпова «Полководец» и «Взять живым», Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие…», «В списках не значился», В. О. Богомолова «В августе сорок четвертого…» («Момент истины»), В. В. Быкова «Третья ракета», «Сотников», «Обелиск», «Дожить до рассвета», «Волчья стая», «Знак беды», А. М. Адамовича «Каратели», И. Ф. Стадиюка «Война», В. А. Каверина «Наука расставания», П. Куусберга «В разгаре лета», «Одна ночь», «Дождевые капли», Й. Авижюса «Потерянный кров», Э. А. Бээкмана «Глухие бубенцы», А. Г. Алексина «В тылу как в тылу», В. Лама «Кукла и комендант» и в других произведениях. Они повествуют о чувствах и мыслях рядового участника войны, о его трудном пути к победе.

Глубокое освещение хода войны, сочетание широких картин военных событий с изображением судеб их участников дается в трилогии К. Симонова («Живые и мертвые», «Солдатами не рождаются», «Последнее лето»). Как и произведения многих других писателей, они запечатлели трудный и героический путь народа к победе, бессмертный подвиг советского солдата.

Наряду с широкоизвестными советскими поэтами Н. С. Тихоновым, Н. Н. Асеевым, А. Т. Твардовским, А. А. Прокофьевым, В. А. Луговским, А. А. Ахматовой, С. П. Щипачевым, Л. Н. Мартыновым, П. Бровкой, М. Ф. Рыльским, Я. Судрабкалном, Н. М. Заболоцким, Я. В. Смеляковым и другими стали популярны имена В. Д. Федорова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Р. И. Рождественского, Е. А. Исаева, Д. С. Самойлова и многих других.

В творчестве современных писателей раскрывается ленинская тема, которую можно назвать сквозной темой всей советской литературы. Широкое признание читателей заслужили трилогия драматурга Н. Ф. Погодина «Человек с ружьем», «Кремлевские куранты», «Третья патетическая», тетралогия М. С. Шагинян «Семья Ульяновых»; в т. ч.: романы-хроники «Рождение сына» (две ред. — 1938 и 1957 гг.), «Первая Всероссийская» (1965), «Билет по истории. Эскиз романа» (две ред. — 1960 и 1970 гг.); повесть для детей М. П. Прилежаевой «Жизнь Ленина» и др.

Проблемы жизни деревни, образы современников, актуальнейшие нравственные проблемы нашли глубокое и яркое воплощение в произведениях русских прозаиков — Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, Ю. В. Бондарева, В. И. Белова, С. П. Залыгина, В. Г. Распутина, В. М. Шукшина, А. Я. Яшина и других.

В. послевоенной и современной литературе широкое развитие получает очерк. Писатели стремятся увидеть события своими глазами, принять участие в жизни и труде героев своих книг. Таковы книги В. В. Овечкина «Районные будни», «Трудная весна», Н. Н. Михайлова «Иду по меридиану», В. А. Солоухина «Владимирские проселки», В. М. Пескова «Шаги по росе», Е. Я. Дороша «Деревенский дневник», очерки Г. Г. Радова, Г. Н. Троепольского, повести В. Ф. Тендрякова и др.

Большой интерес читателей вызвали зарубежные очерки Б. Н. Полевого, Н. М. Грибачева и многих других писателей. Эти произведения не просто описание путешествий, передача путевых впечатлений. Авторы рассказывают в них о своих современниках, о тех чувствах и раздумьях, которые рождает в писателе сегодняшний день мира. Одно из лучших очерковых произведений 50‑х гг. — «Ледовая книга» эстонского писателя Ю. Смуула, удостоенная Ленинской премии. Это дневник путешествия в Антарктиду. Автор пишет о героических советских людях, покорителях ледового материка.

Важная тема литературы 60‑х гг. — научно-техническая революция и человек. Характер современника в его многообразных связях с жизнью общества — вот, по общему признанию критики, главное направление в творчестве писателей, взявшихся за рабочую тему. В многонациональной литературе это книги Б. М. Кербабаева («Небит-Даг», «Капля воды — крупица золота»), В. Ф. Пановой («Кружилиха»), Д. А. Гранина («Иду на грозу», «Картина»), В. Ф. Попова («Разорванный круг», «Обретешь в бою», «И это называется будни»), А. Е. Рекемчука («Время летних отпусков», «Скудный материк»), Г. И. Панджикидзе («Седьмое небо», «Камень чистой воды»), В. Н. Собко («Лихобор»), М. С. Колесникова («Атом-град», «Право выбора»), А. Мухтара («Чинара»), В. В. Липатова («И это все о нем…»).

Изображение труда как творчества, жизни как деяния было в свое время открытием советской литературы. За прошедшие годы она накопила громадный опыт изображения трудового человека, созидателя мира социализма. Главное направление поисков советских художников — создание крупного характера современника, созвучного эпохе.

«Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Эти слова дагестанского народного поэта А. Гафурова взяты эпиграфом к книге прозы аварского поэта Расула Гамзатова «Мой Дагестан». Из глубины веков донес поэт до сегодняшнего читателя мудрость своего народа, его нравственный опыт, его художественную культуру, его легенды, сказки, притчи. Сознание кровного родства всех народов Советской страны, объединившихся более полувека назад в единую социалистическую державу, органично для поэта. Принимая эстафету из рук своих предшественников, Гамзатов приводит слова Сулеймана Стальского: «Я поэт не лезгинский, не дагестанский, не кавказский. Я поэт — советский».

Так формируется и обогащается национальное самосознание в новых исторических условиях, выходя на широкий простор социалистического интернационализма.

Советскому читателю хорошо известны книги даргинского писателя Ахмедхана Абу-Бакара. Он рассказывает о переменах в облике Дагестана, о формировании новых, советских традиций в быту и сознании своих земляков. Самобытные художественные произведения о людях нашей эпохи создают А. Кешоков, Т. Керашев, А. Шогенцуков, Ф. Алиева.

Поэты братских литератур — С. Чиковани, И. Абашидзе, Р. Гамзатов, М. Турсун-Заде, К. Кулиев, Д. Вааранди, С. Капутикян, Ю. Марцинкявичюс, Д. Кугультинов, Мустай Карим, А. Лупан, Г. Виеру, О. Вациетис, И. Аузинь, И. Зиедонис и многие другие стали известны многомиллионному, многонациональному читателю.

В послевоенные годы завершены такие значительные историко-революционные произведения, как эпопея казахского писателя М. Ауэзова «Путь Абая», романы Г. М. Маркова «Строговы», «Сибирь», В. П. Катаева «Волны Черного моря», исторический роман грузинского прозаика К. Гамсахурдиа «Давид Строитель», историко-революционная дилогия кабардинского писателя А. Кешокова «Вершины не спят», романы эстонских писателей — «Берег ветров» А. Хинта, «Земля и народ» Р. Сирге, «Вардананк» армянского прозаика Д. Демирчяна, трилогия М. Стельмаха «Кровь людская — не водица», «Хлеб и соль», «Большая родня», в которой украинский писатель рисует путь своего народа к революции, создает образы героев, воплощающие извечное стремление народа к миру и созиданию. Таков романтически возвышенный образ и Марко Бессмертного в романе Стельмаха «Правда и кривда».

В 60–80‑е годы стали появляться книги, знаменующие рождение новых советских литератур ряда народов Севера, Сибири, Дальнего Востока. Произведения большой прозы — повести и романы, созданные чукотскими, нанайскими, нивхскими, ненецкими, манси и другими писателями, — своеобразная летопись жизни народа, увиденной в смене эпох, в период бурного социального и культурного развития.

Широкую известность приобрели чукотский писатель Юрий Рытхэу, нанаец Г. Ходжер, манси Ю. Шесталов.

Большой творческий вклад в развитие советской литературы внесла и многонациональная драматургия. Признание зрителя завоевали пьесы Л. М. Леонова, А. Н. Афиногенова, А. Е. Корнейчука, К. Симонова, К. Крапивы, С. Вургуна, М. Ауэзова, С. Шаншиашвили, П. Какабидзе, А. Гулакяна, В. Вагаршяна, Дж. Джабарлы. Жизнь и проблемы современного советского общества получили отражение в пьесах А. Н. Арбузова, В. С. Розова, А. Д. Салынского, Л. Г. Зорина, А. В. Вампилова, М. М. Рощина, И. М. Дворецкого, Г. К. Бокарева, Г. А. Тер-Григоряна, И. Касумова, М. Ибрагимова и других драматургов.

В этой книге советской детской и юношеской литературе посвящена специальная статья. Однако нельзя все же не назвать писателей, чьи книги широко известны, любимы юными и взрослыми читателями у нас в стране и за рубежом: А. П. Гайдар и С. Я. Маршак, К. И. Чуковский и Л. А. Кассиль, С. В. Михалков и А. Л. Барто, В. В. Бианки, Н. Н. Носов, Л. Пантелеев, А. Г. Алексин и Н. И. Дубов, А. А. Лиханов и А. Н. Рыбаков, М. П. Прилежаева и С. П. Алексеев, З. И. Воскресенская и А. А. Кузнецова, Р. П. Погодин и Ю. А. Яковлев, О. Д. Иваненко и В. К. Железников, С. А. Иванов и Г. Т. Виеру, Ю. А. Коваль и Э. Н. Успенский, И. Зиедонис и В. Пальчинскайте, Э. Огнецвет, С. Вангели и К. Мухаммади, Н. Юсупов и Ю. И. Коринец, Х. Берулава и Э. Рауд…

Если взглянуть на современную «литературную карту» Советского Союза, станут ясно видны огромные перемены, которые произошли в жизни национальных культур за годы Советской власти. Можно сказать, что за это время возникли новые «материки» национальных культур, исчезли «белые пятна», пролегли новые дороги, связывающие воедино культуры ранее разобщенных народов и народностей нашей огромной многонациональной страны.

Единая и многообразная советская литература вбирает в себя многочисленные потоки национального искусства наших народов, помогая великому делу воспитания нового человека — участника строительства социализма.

Советская литература с первых лет своего возникновения стала играть большую роль в

судьбах мирового искусства. Произведения наших писателей переведены на многие языки и помогают в борьбе за утверждение коммунистических идеалов во всем мире. Художественный метод советской литературы — социалистический реализм — стал в наши дни важнейшим явлением мирового литературного процесса.

Произведениям 60–80‑х гг. присуще внимание к внутреннему миру человека, его социальным действиям, духовным поискам. В этой связи современная литература обращается к национальным этическим и эстетическим традициям, стремясь выявить в национальном культурном наследии все жизнеспособное, что может приумножить духовное достояние современника.

Художественное исследование современности идет и в очерке, и в рассказе, и в мемуарно-документальной литературе, и, конечно же, в крупных жанрах прозы — повести и романе. Образ современника, мир его мыслей и чувств предстают в стихах и поэмах, в лирических, эпических и лиро-эпических произведениях.

Одну из последних книг В. Шукшин назвал «Характеры». Через человека, в единстве его социальной психологии и нравственной сущности, советская многонациональная романистика постигает широкие общественно-политические, нравственные, философские проблемы времени.

Яркость и свежесть национальных красок в книгах, воссоздающих современность и историю, говорят об обновлении художественных традиций советских народов, всем своим историческим опытом деятельно участвующих в строительстве социалистической культуры.

Примечательная черта нашей многонациональной поэзии — стремление к глубоким раздумьям, осмыслению общественных и нравственных проблем. Поэты ведут разговор с читателем о самых острых и волнующих вопросах сегодяшней жизни; поэтому так популярны вечера и дни поэзии, собирающие большую читательскую аудиторию.

Размышляя о современнике, о человеке, выражающем то время, литература 60–80‑х гг. обращается к социальным и нравственно-психологическим процессам, которые сопровождают научно-технический прогресс и его ускорение. Особый интерес проявляет она к тем сферам жизни, где идет битва за будущее. Труд как духовная потребность человека наших дней, нравственная сторона его практической деятельности, реальные противоречия социально-экономических и технических преобразований становятся предметом изображения в книгах современных художников.

В ряду произведений последних десятилетий признание у читателей и критики получили романы Г. М Маркова, М. Н. Алексеева, А. А. Ананьева, О. М. Куваева, В. В. Липатова, М. А. Ибрагимова, А. Мухтара, О. Гончара, П. А. Загребельного, Г. Панджикидзе, В. Ласа, пьесы И. М. Дворецкого, А. И. Гельмана. Герои романа О. Куваева «Территория» — геологи, инженеры, рабочие — люди не идеальные, но знающие как главную жизненную заповедь «святое чувство нужной работы».

Среди известных современных книг, связанных с проблемой человека и природы, — повесть В. П. Астафьева «Царь‑рыба», произведения С. П. Залыгина, В. И. Белова, В. Г. Распутина. Писатели остро ставят проблему алчности, стяжательства, разъедающих души, уродующих жизнь человека, общества, природы.

Советская литература 60–80‑х гг. стала новым этапом в развитии военной темы. Великий подвиг народа, отстоявшего свою свободу и будущее человечества, предстает в ней прежде всего в изображении нравственного облика советского солдата и труженика.

Глубины народной истории, нравственных, трудовых, гуманистических традиций, активно участвующих в формировании личности современника, органично и художественно многозначно входят в произведения Ч. Айтматова, связанные с народными мифами, национальным фольклором («Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Буранный полустанок»).

60–80‑е годы ознаменованы в нашей многонациональной литературе поисками новых изобразительных форм, жанровыми сдвигами. Непрерывность истории, неисчерпаемость прошлого, перетекающего в настоящее, воплощаются в ситуациях и характерах романов Ю. В. Бондарева «Берег», «Выбор», «Игра».

Необходимо также назвать политические романы А. Б. Чаковского «Блокада», «Победа», историко-документальную «Блокадную книгу» А. М. Адамовича и Д. А. Гранина, исторические романы Ч. Амирэджиби, О. Чиладзе, Я. Кросса и других. Все это художественные свидетельства «наполнения» современности опытом истории.

Ставя в центр художественного исследования характер современника в его исторической перспективе, в истоках и развитии, в ситуациях социально-мировоззренческого и этического самоопределения, литература последних десятилетий открывает читателю богатство содержания народной жизни.

Новые содержательные качества и изобразительные возможности, открывающиеся в произведениях, обращенных к историческому прошлому, вызвали большой читательский отклик. Они сопровождали появление книг С. П. Залыгина «Соленая Падь», «Комиссия», В. М. Шукшина «Я пришел дать вам волю», исторической прозы Ю. В. Трифонова, Ю. М. Нагибина, Ю. В. Давыдова, П. А. Загребельного, Я. Кросса, М. Траата, В. Д. Осипова, А. М. Борщаговского, Г. Абашидзе, А. Кекильбаева, А. Нурпеисова…

Наблюдения современной критики говорят о существенных видоизменениях повествования, обращенного к историческим событиям, но не замкнутого «историографией» этих событий. Человек рассматривается в таком повествовании как центр исторического процесса, заключающий в себе его общественно-социальный и духовный смысл.

На всем протяжении своего развития, в творческих писательских поисках и критических дискуссиях советская литература стремится ответить на главный вопрос — о герое нового общества, о путях и возможностях его художественного изображения.