Марк Блок (1886—1944)
Французский историк, один из крупнейших медиевистов (исследователь средневековья) нашего века, одновременно известен и как ученый, положивший в 1929 г. вместе со своим другом и единомышленником Л. Февром начало деятельности «Анналов» — одного из направлений в современной зарубежной историографии.
Блок во многом по-новому понимал задачи исторической науки и изложил их в знаменитой «Апологии истории», написанной в 1941—1942 гг. и вышедшей в СССР в 1973 и 1986 гг. Ученого интересовали длительные периоды истории, ее глубинные течения. Он отдавал предпочтение не повествовательным документам с их субъективизмом, а иным свидетельствам прошлого: предметам материальной культуры, изменениям, происходившим со временем в языке, обрядам и ритуалам, фольклору, топонимике. «Исследовательское поле» историка расширялось и за счет взаимодействия с другими отраслями знаний: географией, демографией, социологией, психологией. Обогащенная этими контактами история должна была стать, по мнению Блока, главной и синтезирующей наукой о человеке.
Представления ученого о функции исторической науки перекликались с его подходом к общественным явлениям, которые он рассматривал во всей их полноте, устанавливая связи и зависимость между различными компонентами. Именно с таких позиций характеризовал ученый феодализм в двухтомнике «Феодальное общество», опубликованном в 1939—1940 гг. В своих исследованиях Блок широко пользовался сравнительно-историческим методом, сопоставляя данные по различным странам и регионам. С помощью этого метода он устанавливал общие, типичные свойства изучаемого и одновременно показывал его своеобразные проявления и разновидности.
Блок специализировался на экономической, особенно на аграрной, истории. Его перу принадлежат книги «Короли и сервы» (1920), «Характерные черты французской аграрной истории» (1931), русский перевод которой появился в 1957 г. Не случайно основанный Блоком совместно с Л. Февром журнал назывался «Анналы экономической и социальной истории». Вместе с тем ученый интересовался проблемой человеческого сознания. При этом в центре его внимания были не высшие достижения мысли, а мировидение самых широких слоев народа. Он стремился разобраться в массовом сознании: в религиозных представлениях и поведенческих нормах, в отношении к природе и к интимному. Блок подчеркивал недопустимость анализа психологии людей средневековья в соответствии с современными схемами рационального мышления. Он объяснял, почему их действия нередко расходились с, казалось бы, элементарной логикой. Причиной тому были вера во всевозможные чудеса и знамения и жестокие условия жизни. Отсюда — неустойчивость человеческой психики и резкие перепады в поведении.
Участник двух мировых войн, активный борец против гитлеровских оккупантов, М. Блок в 1944 г. был захвачен ими и казнен.