Маркс и Энгельс о литературе

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Поставив перед собой великую цель указать человечеству путь, ведущий из «царства необходимости» в «царство свободы», творцы научного коммунизма К. Маркс и Ф. Энгельс считали одной из важнейших задач будущего коммунистического общества всестороннее развитие всех физических и духовных сил и способностей человека. Они придавали огромное значение литературе, искусству, эстетическому воспитанию как важнейшим средствам обогащения духовного мира людей.

Как великие революционеры К. Маркс и Ф. Энгельс видели в искусстве и литературе важнейшее орудие познания и преобразования жизни. Эстетическое освоение мира фантазией, чувством, воображением художника К. Маркс считал одним из ценнейших способностей человека, наряду с его научным познанием «мыслящей головой», двигающимся иным путем — от вычленения абстрактного к конкретному.

В процессе своей исторической жизни и общественного труда люди постепенно вырабатывают свои специфические, человеческие свойства. Это относится и к способности человека воспринимать красоту окружающего мира и самому выступать в труде и искусстве в качестве создателя произведений художественного ремесла, произведений архитектуры, живописи, литературы и других форм художественного творчества. Лишь благодаря труду человека развиваются и совершенствуются его мозг, рука, органы чувств, способность понимать, ценить и самому творить прекрасное.

К. Маркс подчеркивал, что процесс развития художественных способностей, эстетической восприимчивости искусства в условиях досоциалистических, классово-антагонистических общественных формаций и у отдельных людей, и в человеческом обществе как целом протекал неравномерно.

Как доказал Маркс в своем главном научном труде «Капитал», капитализм обеспечил по сравнению с предшествовавшими ему общественно-экономическими формациями значительно более широкие и свободные возможности для развития науки, техники и всей совокупности производительных сил. Но буржуазное общество, капитализм доводят в то же время до предела общественное неравенство и эксплуатацию человека человеком.

Несмотря на грандиозные успехи в области науки, техники, в развитии материального производства, капитализм не мог создать в области искусства произведений, равных по красоте и совершенству гомеровскому эпосу, драмам Шекспира или живописи эпохи Возрождения, которые, возникнув в условиях «детства человеческого общества», остались, несмотря на это, высочайшей художественной «нормой» и «образцом» в искусстве для позднейших поколений, — в том числе людей нашей, социалистической эпохи. Открывая широкую дорогу развитию талантов и способностей всех членов общества, социализм устраняет свойственное классовому обществу противоречие между высоким развитием профессионального искусства и подавлением способностей широких трудящихся масс.

К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали реализм, жизненную правду в искусстве и литературе. Классической формулой современной теории реализма стали знаменитые слова Энгельса о реализме как об искусстве изображения «типических характеров в типических обстоятельствах», в их диалектическом взаимодействии, в обусловленной движением и развитием общества исторической динамике. Энгельс высказал мысль о необходимости для художника соблюдать «революционную диалектику» в своем «поэтическом правосудии», т. е. оценивать изображаемые характеры и явления соответственно их реальным жизненным пропорциям, масштабам, исторической сущности и значению.

Разработав научную теорию классов и классовой борьбы, К. Маркс и Ф. Энгельс установили, что в условиях всех форм общества, где существуют антагонистические общественные классы — угнетенные и угнетатели, любые явления идеологической жизни, в том числе литература, имеют классовый характер. Поэтому К. Маркс учил строго различать идеи и настроения, порожденные своекорыстными интересами господствующих классов, и «свободное духовное производство данной общественной формации», близкое народу и подготавливающее гуманистические идеалы социализма. Задачу рабочего класса и Коммунистической партии Маркс и Энгельс (как и впоследствии В. И. Ленин) видели в непримиримой борьбе с идеями, поддерживающими классовое господство и угнетение, и в творческом освоении всех подлинных культурных, в том числе художественных, ценностей, накопленных человечеством в ходе его многовековой истории для дальнейшего развития в интересах трудящегося человечества.

За работой. Художник Н. Жуков.

Юношей в 1830 г. К. Маркс писал стихи, полные бурных чувств и «неистовой романтики». До нас дошли также отрывки его тогдашней трагедии «Оуланем», юмористического романа «Скорпион и Феликс», стихотворные переводы из Овидия, сборник народных песен, который он составил для своей невесты. Ф. Энгельс в 30–40‑х гг. активно сотрудничал в качестве поэта, прозаика и фельетониста в передовой немецкой литературно-художественной журналистике.

Необходимость в дальнейшем сосредоточить свои силы в области разработки основ марксистской философии, политической экономии, выработки стратегии и тактики революционной борьбы, создание «Коммунистического манифеста» (1847), участие в революции 1848 г. побудили Маркса и Энгельса оставить занятия поэзией и посвятить свою жизнь великому делу борьбы за осврбождение человечества. Однако и позднее интерес к проблемам художественного творчества у них обоих никогда не угасал.

Любимыми поэтами К. Маркса были Эсхил, У. Шекспир и И. В. Гёте, а любимыми романистами — М. Сервантес и О. Бальзак. Но Маркс интересовался не только творчеством наиболее знаменитых, широко известных, признанных писателей. Его знания в области литературы всех веков и народов имели поистине энциклопедический характер.

Он читал в подлиннике и блестяще знал писателей Древней Греции и Рима, постоянно перечитывал по‑итальянски Данте и Ариосто, высоко ценил сатиру Дж. Свифта, художественную и философскую прозу Д. Дидро, фантастические повести Э. Т. А Гофмана. Личная дружба, совместная работа в революционной прессе в период подготовки и во время революции 1848 г. связывала Маркса в течение многих лет с немецкими поэтами Г. Гейне, Г. Гервегом, Ф. Фрейлигратом, Г. Веертом.

В 1851–1852 гг. Маркс внимательно изучил книги по истории литературы швейцарского ученого Ж.‑Ш. де Сисмонди и немецкого литературоведа Ф. Бутервека. Сохранились сделанные Марксом подробные конспекты и выписки из книг по истории итальянской, испанской, английской, французской и немецкой литератур от их исторических истоков до конца XVIII в. Параллельно Маркс читал в подлиннике произведения итальянских поэтов, историков и новеллистов, философов и гуманистов эпохи Возрождения, трагедии Сервантеса и Кальдерона, сатиры французского поэта-вольнодумца XVII в. М. Ренье. Еще раньше, в молодые годы, Маркс изучил эстетические сочинения Винкельмана, Лессинга, Шиллера, Гегеля, а также многочисленные труды по философии, истории, истории культуры, религии, мифологии, изобразительного искусства. Он хорошо знал также фундаментальные работы классика немецкого языкознания и фольклористики Я. Гримма, философско-исторические сочинения Н. Маккиавелли и Д. Вико, первый высоко оценил книгу американского этнографа Л. Г. Моргана, положившего начало научному анализу социально-экономического строя и культуры первобытного общества. Ф. Энгельс восхищался Пятой симфонией Бетховена, «Божественной комедией» Данте, революционной романтикой великого английского поэта П. Б. Шелли, был знатоком и тонким ценителем немецкой литературы, фольклора, революционной поэзии и сатиры, творчества И. В. Гёте, реалистической литературы XIX в. В последние годы жизни, находясь в Англии, он поддерживал тесные связи с английскими поэтами-чартистами, был знаком с эссеистом У. Моррисом и драматургом Б. Шоу, интересовался пьесами Г. Ибсена, творчеством русских писателей-романистов XIX в.

Маркс и Энгельс изучили и хорошо знали русский язык и русскую литературу. Они читали «Слово о полку Игореве», русских поэтов и драматургов XVIII в. (в том числе — М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина), А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова, Н. А. Добролюбова, Н. Г. Чернышевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Высоко оценивая русскую литературу, критику, публицистику, исторические труды русских ученых XIX в., основоположники марксизма видели в них предвестие приближающейся русской революции, с которой они связывали свою горячую веру в будущую победу европейского и всего мирового революционного движения.

Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса о литературе открыли новую эпоху в истории науки о литературе и литературной критике. В XX в. они получили дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина.