Мариинский театр

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Ленинградский академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова, отме?ивший в 1983 г. свое 200-летие, — один из старейших музыкальных театров СССР. Датой его основания считается 1783 г., когда указом Екатерины II в Петербурге была создана труппа «...не для одних комедий и трагедий, но и для оперы». Спектакли давались в специально предназначенном для нее Каменном (позднее — Большом) театре. В 1803 г. оперная и балетная труппы отделились от драматической; в I860 г. они переехали в новое здание, возведенное архитектором А. К. Кавосом на Театральной площади; театр получил название Мариинского.

Не сразу определилось творческое лицо театра, на сцене которого закладывались традиции русского оперного и балетного искусства. 27 ноября 1836 г. впервые в Петербургском Большом театре прозвучала опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

Главную партию исполнял О. А. Петров. Вся передовая интеллигенция горячо приветствовала рождение подлинно национальной оперы, ставшей гордостью русского искусства. Затем в разные годы здесь состоялись премьеры «Руслана и Людмилы» М. И. Глинки, «Русалки» А. С. Даргомыжского, «Псковитянки» Н. А. Римского-Корсакова, «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, «Орлеанской девы», «Мазепы», «Чародейки», «Пиковой дамы» П. И. Чайковского, «Князя Игоря» А. П. Бородина.

Многие балеты также впервые увидели свет на сцене Мариинского театра. Это «Спящая красавица», «Щелкунчик» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Шопениана» (на музыку Ф. Шопена).

История петербургского балета первой половины XIX в. связана с именами хореографа И. И. Вальберха и балетмейстера Ш. Л. Дидло, художественный стиль которого получил затем развитие в спектаклях Ж. Перро (см. Балет). В 1869 г. балетную труппу возглавил М. И. Петипа, поставивший в России свыше 60 балетов. Его «Баядерка», «Спящая красавица», «Раймонда» и сегодня поражают цельностью, красотой и совершенством. В золотой фонд хореографии вошли такие шедевры, как «лебединые сцены» Л. И. Иванова в «Лебедином озере» П. И. Чайковского, «половецкие пляски» в «Князе Игоре» и «Шопениана» в постановке М. М. Фокина.

Здесь звучали великолепные голоса А. Я. Петровой-Воробьевой и Е. К. Мравииой, М. И. и Н. Н. Фигнеров, Л. В. Собинова, Ф. И. Шаляпина. Яркие, глубокие и сильные характеры раскрывали И. В. Ершов, П. З. Андреев, С. П. Преображенская, Н. К. Печковский, Г. М. Нэлепп, К. Н. Лаптев. На этой сцене танцевали Л. П. Павлова, В. Ф. Нижинский, Г. С. Уланова, К. М. Сергеев, Н. М. Дудинская, В. М. Чабукиани, Т. М. Вечеслова, М. Т. Семенова.

С этим театром связана деятельность талантливых дирижеров, режиссеров, художников. В разные годы здесь работали дирижеры К. А. Кавос, Э. Ф. Направник, В. А. Дранишников, А. М. Пазовский, Е. А. Мравинский, Б. Э. Хайкин, Ю. Х. Темирканов; ставили спектакли режиссеры В. Э. Мейерхольд, С. Э. Радлов, Л. Б. Баратов, Е. Н. Соковнин, Р. И. Тихомиров; оформляли постановки художники А. Н. Бенуа, К. А. Коровин, А. Я. Головин, Ф. Ф. Федоровский, С. Б. Вирсаладзе.

Большую роль сыграл театр в становлении и развитии советского музыкального искусства. В 1925 г. на его сцене состоялась премьера одной из первых советских опер — «Орлиный бунт» А. Пащенко. К числу значительных удач относятся постановки опер «Броненосец „Потемкин"» О. Чишко и «В бурю» Т. Н. Хренникова, балетов «Красный мак» Р. М. Глиэра в хореографии Ф. В. Лопухова, Л. Леонтьева, В. Пономарева; «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева в хореографии В. И. Вайнонена.

В 30—40-е гг. был поставлен ряд балетных спектаклей, лучшими из которых стали «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, «Медный всадник» Р. М. Глиэра (балетмейстер Р. В. Захаров), «Сердце гор» А. М. Баланчивадзе, «Лауренсия» А. Крейна (балетмейстер В. М. Чабукиани), «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (балетмейстер Л. М. Лавровский). Под руководством А. Я. Вагановой были возобновлены многие спектакли балетной классики.

В 1935 г. театру присвоено имя выдающегося деятеля Коммунистической партии С. М. Кирова.

В грозные годы Великой Отечественной войны многие работники театра ушли на фррнт. Труппа была эвакуирована в Пермь. Среди поставленных там спектаклей — «Емельян Пугачев» М. В. Коваля, «Ночь перед рождеством» Н. А. Римского-Корсакова, балет «Гаянэ» А. И. Хачатуряна. Оставшаяся в блокадном Ленинграде группа артистов театра участвовала в спектаклях для защитников родного города.

В послевоенные годы театр осуществил много интересных постановок. В их числе оперные произведения русского и зарубежного классического репертуара, советских композиторов — Д. Б. Кабалевского, С. С. Прокофьева, Ю. А. Шапорина, Т. Н. Хренникова, И. И. Дзержинского, А. П. Петрова.

Известный танцовщик К. М. Сергеев поставил балет «Золушка» С. С. Прокофьева. Событиями стали постановки Л. В. Якобсоном балетов «Шурале» Ф. Яруллина, «Спартак» А. И. Хачатуряна, «Хореографических миниатюр». Большой интерес вызвали и спектакли И. Д. Вельского, особенно «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича. Сразу запомнились зрителям и первые балеты в постановке Ю. Н. Григоровича — «Каменный цветок» С. С. Прокофьева и «Легенда о любви» А. Меликова.

Ряд спектаклей театра удостоен Государственных премий СССР. Это «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского, «Емельян Пугачев» М. В. Коваля, «Золушка» С. С. Прокофьева, «Чародейка», «Орлеанская дева», «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Шурале» Ф. Яруллина, «Петр Первый» А. П. Петрова. Созданные в разные годы, эти спектакли сделались этапными и вошли в историю театра.

В последние годы театр осуществил постановки опер «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Дон Жуан» В. А. Моцарта, балетов «Сильфида» Ж. Шнейцгоффера, «Корсар» А. Адана. В репертуаре театра спектакли современных зарубежных авторов и советских композиторов — «Маяковский начинается» А. П. Петрова, «Витязь в тигровой шкуре» А. Д. Мачавариани, «Ревизор» и «Броненосец „Потемкин,,» А. Б. Чайковского.

Труппа богата интересными творческими индивидуальностями. Далеко за пределами Ленинграда знают искусство И. А. Колпаковой, И. П. Богачевой, Г. А. Ковалевой, Г. Т. Комлевой, Л. А. Шевченко, Г. С. Мезенцевой, Б. Т. Штоколова, Н. П. Охотникова, Ю. М. Марусина, С. П. Леферкуса и многих других. За последние годы в театр пришло немало молодых исполнителей, среди которых целая плеяда талантливых выпускников Ленинградской консерватории и балетного училища имени А. Я. Вагановой.

Театр награжден орденами Ленина и Октябрьской Революции.

Бережно сохраняя классическое наследие, пропагандируя произведения современных композиторов, театр играет важную роль в развитии оперного и балетного искусства.