МОЛЬБЕРТ
В мастерской художника вы всегда увидите мольберт, или станок. От этого слова появилось и определение «станковая живопись», т. е. живопись, исполненная на мольберте, в отличие от монументальной, выполненной на стене или потолке.
Мольберт необходим художнику для поддержки и нужного наклона картины во время работы. Поэтому основное требование к мольберту — устойчивость.
Появился мольберт в средние века. Первые мольберты представляли собой вертикально поставленный и укрепленный щит с вбитыми кольями, которые поддерживали картины или иконы. К XVII в. появляется мольберт — на трех расставленных в стороны ножках. Таким мольбертом с небольшими изменениями художники пользуются и сейчас.
По конструкции и назначению мольберты делятся на две группы. Для работы в мастерских над большими полотнами художники предпочитают сложную и громоздкую, но устойчивую конструкцию. Основанием ее служит деревянная рама, а подрамник картины лежит на подвижной полке и опирается на три деревянных бруса. Другой тип мольберта необходим для работы на пленэре. По конструкции близкий к штативам, такой станок свободно складывается и легко переносится с места на место.
В прошлом мольберт был еще и украшением мастерской. На картинах XV—XVIII вв. часто можно видеть живописцев перед пышными, затейливо украшенными мольбертами.
Простейшую конструкцию мольберта юные художники могут сделать самостоятельно.