Лад

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Из бесконечного непрерывного множества звуковых высот музыка отобрала лишь некоторые. Так возникла звуковысотная система — своего рода звуковая лесенка, где каждая ступень — на своем уровне. Наглядное представление о ней дает клавиатура фортепьяно, органа, аккордеона.

У разных народов сложились неодинаковые системы. В Поволжье и в Китае, в Шотландии и у многих народов Африки долгое время господствовала система, представление о которой дает гамма, сыгранная только по черным клавишам фортепьяно (см. Пентатоника). В Европе многие века использовались лишь белые клавиши (диатоника); первой черной клавише — не более 500 лет. Каждая ступень «белоклавишной» системы имеет свое название — слоговое (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) или буквенное (C, D, E, F...). Отношения между ступенями — интервалы: соседние ступени образуют секунду, ступени через одну — терцию, через две — кварту и т. д.).

Источник богатства звуковысотной системы — в ее неравномерности: есть секунды большие (как CD) и вдвое меньше — малые (как EF). Соответственно и терции из двух больших секунд — большие (CE), а из большой и малой — малые (DF).

Звуковысотная система — лишь предпосылка и одна из сторон лада. Сам же лад возникает из различий звуков по степени их устойчивости.

В начальной фразе «Подмосковных вечеров» В. П. Соловьева-Седого:

D FA FG FEA GD

Не слышны в саду даже шо-ро-хи...

последний звук (он же и первый — D) воспринимается как устойчивый: он не побуждает к дальнейшему движению, хотя и не препятствует ему, остановка на нем естественна; на предыдущем — G — совершенно невозможна, это явно неустойчивый звук, его тянет в F или в D. Звуки F и A, следующие за начальным D, тоже не вполне устойчивы, хотя и не так, как G, а главное — вместе с D они составляют гармоничное и устойчивое единство. Неустойчивость E очевидна, он тянется в D. Так что D не только сам по себе устойчив, он еще и центр притяжения звуков неустойчивых. А полная картина такова:

D E F G A

D - абсолютно устойчив;

E, G - неустойчивые;

F, A - относительно устойчивые.

Лад, таким образом, система более и менее устойчивых звуков, связанных тяготениями. Самый устойчивый тон лада называют тоникой (Т), и от него — вверх — идет нумерация ступеней. В ладу первой фразы песни три нечетных ступени (I, III, V), они устойчивы и образуют тоническое трезвучие (Т35), а четные (II, IV) — неустойчивы.

Лады бывают самые разные — и по количеству ступеней, и по высотным отношениям между ними. В европейской музыке наибольшее значение приобрели два родственных лада. — мажор и минор в их многочисленных разновидностях. В каждом из них — семь ступеней, восьмая есть повторение первой октавой выше, и она действительно становится первой ступенью того же лада в следующей октаве — точно так же, как и первая ступень есть восьмая того же лада, но расположенного октавой ниже:

Мажор и минор построены аналогично: звуки тонического трезвучия окружены четырьмя неустойчивыми ступенями.

Отличает мажор от минора прежде всего положение III ступени. В мажоре она относительно выше, ближе к V, чем к I, а в миноре, наоборот, — ближе к I. В мажоре между I и III ступенью образуется большая терция, а в миноре — малая. С этим и связано более светлое, ясное звучание мажора в сравнении с более затененным колоритом минора.

В музыке XX в. часто встречается взаимопроникновение мажора и минора, когда высокая и низкая терции звучат и поочередно и даже одновременно (С. С. Прокофьев, П. Хиндемит, Д. Б. Кабалевский). Но еще в прошлом веке, решая особые художественные задачи, композиторы выходили за пределы мажора и минора. М. И. Глинка в опере «Руслан и Людмила» характеризует Черномора в увеличенном ладу, состоящем только из больших секунд; Н. А. Римский-Корсаков в опере «Садко» пишет музыку подводного царства в особом ладу, где большие и малые секунды равномерно чередуются друг с другом (уменьшенный лад).

Звук, который принимается за тонику лада, опеределяет его тональность: до мажор — мажор с тоникой до (C), фа минор — минор от звука фа (F]. Вернувшись к примеру из «Подмосковных вечеров», нетрудно определить, что его тональность — неполный (без VII и VII ступеней) ре минор.