ЛЕПКА ИЗ ГЛИНЫ
Возьмите мягкий, легко поддающийся обработке материал; таким материалом может быть глина или пластилин.
Не слишком жидкая и не очень сухая, хорошо помятая глина является незаменимым скульптурным материалом. Она поддается малейшему давлению пальца, послушна формующему воздействию руки. Эти свойства глины называют пластичностью.
Сухую глину разбейте на мелкие куски, положите ровным слоем в таз или деревянный ящик без щелей, налейте воды почти вровень со слоем глины, покройте мокрой тряпкой.
Из глины можно сделать любые скульптурные композиции: плотные, компактные или с частями, разбросанными в сильном движении. В первом случае глиняная форма будет держаться самостоятельно, во втором для поддержания тяжелой и мягкой глины требуется устройство внутреннего твердого стержня — каркаса.
Без каркаса можно лепить фигуры сидящие или лежащие, композиции, главная тяжесть которых находится внизу или имеет достаточную опору. Подобно тому как, начиная рисунок, нужно расположить его определенным образом на листе бумаги, так и, начиная лепить, необходимо распределить массу глины в пространстве, т. е. в ширину, в вышину и в глубину, согласуясь с пропорциями данной натуры. Начинающим необходимо помнить два основных правила.
Первое правило: каждая скульптура должна иметь постамент той или иной формы, пропорционально соответствующий данной скульптуре, т. е. достаточно высокий и достаточно широкий. Постамент необходим как для опоры отдельных частей скульптуры, например ног, так и с точки зрения общей композиции. Он как бы обособляет скульптуру от окружающего и этим подобея раме в картине.
Второе правило: начинайте работать снизу, а не сверху. Скульптура строится, подобно дому, с фундамента, а не с крыши. Начинающие часто делают наоборот: сделав верх фигуры, не находят места для ног. Скульптура должна расти снизу вверх. После того как массы распределены соответственно натуре и им придано соответствующее движение, приступайте к оформлению их. Формы должны быть обобщенными, слитыми одна с другой, вытекать одна из другой.
Чем следует лепить? Важно привыкнуть работать пальцами. Пальцы — самый лучший, незаменимый инструмент... Глина формируется под давлением пальцев; они чувствуют сопротивление глины и то мускульное усилие, которое необходимо сделать, чтобы преодолеть это сопротивление. Скульптору необходимо это естественное чувство осязания развить до высокой степени, чтобы пальцы так же чувствовали форму, как глаз ее видит.
Старайтесь работать двумя руками. Это позволит одновременно оформлять правую и левую стороны (например, головы), ускорит процесс работы, поможет более органично связать все стороны скульптуры.
К помощи стека (деревянная палочка с плоскими округленными концами разной формы) прибегайте только для выработки деталей и для отделки поверхности. Им, так же как и пальцем, нужно скользить по форме, одновременно нажимая.
Чаще всего работа над скульптурой длится не один день. Откладывая работу на следующие дни, сохраняйте глину в сыром состоянии. Для этого скульптуру закрывайте мокрой тряпкой, смачивая ее по мере высыхания, или лучше клеенкой, которая долго сохраняет глину сырой и не портит поверхности.