ЛЕНИНИАНА
С первых дней Октября особый интерес советские художники проявили к образу вождя революции и основателя Советского государства Владимира Ильича Ленина. Влияние его было огромно, и поэтому сказать правду о таком человеке, раскрыть его необыкновенный ум, волю, страстность в революционной борьбе, убежденность, человеческое обаяние стало главной задачей, потребностью сердца и разума многих мастеров советского изобразительного искусства.
В первые годы Советской власти при жизни Ленина художники стремились рисовать его с натуры, выразить личное непосредственное представление о нем. Эти натурные зарисовки служили и служат бесценным художественным й документальным материалом для многих мастеров, работающих над ленинской темой. Мы видим вождя в разные моменты его кипучей государственной деятельности, во время сосредоточенной работы в Кремлевском кабинете, на митингах, заседаниях. Например, известные рисунки И. Бродского были сделаны на заседаниях Третьего конгресса Коминтерна и впоследствии послужили материалом для создания картины «Ленин в Смольном».
Из-за большой занятости Владимир Ильич не имел времени позировать художникам. В 1920—1921-х гг. несколько художников — И. К. Пархоменко, Н. И. Альтман, Н. А. Андреев — получили возможность рисовать В. И. Ленина в Кремлевском кабинете во время его работы.
Огромное значение для всей Ленинианы имеют зарисовки и скульптуры Н. А. Андреева. В его быстрых набросках, которые занимают целиком зал Центрального музея В. И. Ленина в Москве, как бы фиксируется неповторимость каждого мгновения жизни вождя: вот Ильич что-то пишет, или внимательно слушает, или обращается к невидимому собеседнику. Заслуженную известность получили рисунки Андреева, где Владимир Ильич изображен почти в фас, с легким поворотом. На основе глубокого изучения и тщательной работы Андреев сумел воплотить образ вождя и в рисунках, и в скульптуре (статуя «Ленин-вождь»), которые навсегда вошли в золотой фонд советского искусства.
Ряд значительных композиций на раннем этапе советской живописной Ленинианы создал И. Бродский. Картины художника отличаются исторической достоверностью, стремлением показать вождя в тесном общении с народом. Над образом В. И. Ленина успешно работали А. Герасимов (картина «Ленин на трибуне»), И. Грабарь («В. И. Ленин у прямого провода»), П. Васильев и другие.
Один из первых скульптурных памятников В. И. Ленину был создан известным скульптором И. Д. Шадром и установлен в 1927 г. на плотине Земо-Авчальской ГЭС, неподалеку от столицы Грузии. В 20—30-е гг. большой вклад в развитие Ленинианы внесли скульпторы В. Пинчук, С. Меркуров, М. Манизер и другие.
Особо следует сказать о работе М. Г. Манизера. По его проектам были сооружены памятники В. И. Ленину во многих городах Советского Союза и за рубежом, широкую известность получил памятник, установленный на родине Владимира Ильича — в Ульяновске.
Ведущие советские графики Г. С. Верейский, В. А. Фаворский, П. А. Шиллинговский, И. И. Нивинский, П. Н. Староносов отразили в Лениниане пафос и романтику 30-х гг., времени первых пятилеток, когда многие предначертания вождя стали обретать свою явь.
Ленин был исключительно любознательным человеком. Встречаясь и беседуя с людьми, он постоянно искал новое в жизни, черпал факты, крупицы народного опыта, которые могли бы оказаться полезными для решения политических задач. Он обладал редким искусством слушать оратора и своих собеседников. Эта черта ленинского характера нашла отражение в литературе, театре, кино, в изобразительном искусстве. В живописи, может быть, лучше других запечатлели эту черту Владимира Ильича Вл. Серов в картине «Ходоки у В. И. Ленина» и С. Герасимов в картине «В. И. Ленин на II съезде Советов среди делегатов-крестьян». Художники убедительно раскрывают ленинский демократизм, его тесную связь с массами.
После Великой Отечественной войны художники продолжили работу над образом В. И. Ленина. Ленинская тема еще более органично связывается с темой Октябрьской революции. Она стимулировала разносторонние поиски художников в области создания историко-революционной картины, посвященной Великому Октябрю, борьбе партии и народа за Советскую власть, за социализм. Все теснее сливаются в этой теме понятия Октябрь, Революция, Родина. Талантливые произведения создают и признанные мастера, и молодежь: Кукрыниксы (М. Куприянов, П. Крылов, Н. Соколов), М. Божий, Е. Кибрик, Н. Жуков, Д. Шмаринов, А. Пластов, В. Касиян, У. Джапаридзе, В. Орешников, В. Нечитайло, П. Белоусов, А. Лопухов, В. Холуев, Н. Сысоев, П. Соколов-Скаля, М. Девятое, В. Жемерикин и другие художники. Широкое общественное признание получила картина «Выступление В. И. Ленина на 3-м съезде комсомола», написанная Б. В. Иогансоном с группой молодых художников. В ней воссоздана атмосфера крупного события в истории нашего славного комсомола, всей страны.
В 1982 г. живописцу Д. А. Налбандяну присуждена Ленинская премия за правдивое и глубокое воплощение образа В. И. Ленина.
В графике кроме портрета и сюжетных композиций появляются единые тематические циклы, в которых разносторонне раскрыто духовное богатство образа. Художникам становятся подвластны и обобщенные, монументальные темы, и камерные, передающие неповторимую теплоту и душевность Ильича: станковые рисунки Е. А. Кибрика, графические листы Д. А. Шмаринова, литографии и акварели Н. Н. Жукова, книжные иллюстрации Д. С. Бисти. Ленинская тема одна из ведущих и в политическом плакате.
Немало интересных решений образа В. И. Ленина найдено в монументальной и станковой скульптуре. Установлены новые памятники вождю, снискавшие заслуженное признание народа. Их авторы ведущие скульпторы — М. К. Аникушин, Е. В. Вучетич, В. Е. Цигаль, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, В. Б. Пинчук, Г. А. Йокубонис, Г. В. Нерода, З. И. Азгур, В. З. Бородай, В. Г. Топуридзе, П. В. Сабсай и другие мастера.
Ленинская тема стала главной в творчестве известного скульптора Н. В. Томского. В его произведениях глубоко передан характер вождя, его ум, человечность, открытость сердца.
Начиная с 1960-х гг. в раскрытии ленинской темы участвуют художники-монументалисты. Фрески, мозаики в сочетании со скульптурой и архитектурой придают этой теме большую величественность и эмоциональность. Примером такого органичного слияния разных видов искусств является Ленинский мемориал в Ульяновске, в создании которого участвовали архитекторы, скульпторы, монументалисты.
Высоким образцом решения ленинской темы в монументальной живописи стала мозаика для занавеса Кремлевского Дворца съездов, созданная А. А. Мыльниковым.
В произведениях ленинской темы художники стремятся передать всенародную любовь к Владимиру Ильичу, живую созидательную силу ленинских идей. Это одна из центральных тем советского искусства, она охватывает и события давно минувших пламенных лет, и недавнее прошлое, и сегодняшнюю новь развитого социализма.