ЛАРИНГАЛЬНАЯ ГИПОТЕЗА
Ларингальная гипотеза — гипотеза существования в общеиндоевропейском праязыке фонем, позднее утраченных, но косвенно отраженных в чередованиях гласных.
Эта гипотеза была высказана Ф. де Соссюром в написанном им в молодости сочинении (1878) о первоначальной системе индоевропейских гласных. Соссюр исходит из предположения о том, что индоевропейские чередования гласных первоначально были однотипными. В древних индоевропейских языках выделяется два главных типа чередований гласных. Сочетание краткого гласного ĕ и сонанта (r, l, m, n, i, u) в полной (основной) ступени может чередоваться с сонантом без краткого гласного в нулевой ступени, причем сонант («сонантный коэффициент» — в терминах Соссюра) выступает в качестве элемента, образующего слог, например *ĕr чередуется с ∘*r слоговым. Соссюр предположил, что этот тип чередований является основным для общеиндоевропейского праязыка. К этому типу он свел и чередования долгих гласных, образующих второй тип индоевропейских чередований Соссюр обнаружил, что — наряду с чередованиями типа *er : *r слоговое — в той же самой функции, т. е. в тех же самых морфологических категориях, выступает чередование долгого гласного *ā с загадочной фонемой, им условно обозначенной как *А, и долгого гласного *ō — с фонемой *O. Например, в корне (санскритское sthā— «стоять», родственно русскому ста-ть) в нулевой ступени (например, в причастии с суффиксом *-t'o-) обнаруживается *stA-: санскритское sthi-t'a—«поставленный», греческое sta-to-s, латинское stă-tu-s, в корне *dō- (греческое di-do-mi — «даю», родственно русскому «дать») обнаруживается в нулевой ступени *dO -: греческое doō-t'o-s — «данный».
Соссюр предположил, что чередования *ā : *А, *ō : *O должны быть аналогичны чередованиям типа *ĕr: г слоговое. В таком
случае *А, *O нужно было понимать как слоговые варианты тех фонем, неслоговые варианты которых выступают в сочетании с предшествующим ӗ в полной ступени чередований: *ā-ӗ A, *о-ӗ O. Следовательно, чередования *ā*А, *o:O нужно понимать как *ӗА:*А, *ĕO:*O. Чередования *ӗ А:*А, *ӗ O:*O ничем не отличаются от *er:∘r. Элементы *А, *O, которые ведут себя при чередованиях точно так же, как другие сонанты, Соссюр считал также «сонантными коэффициентами». Соссюр отметил и наличие третьего ряда чередований, где с некоторым сонантным коэффициентом х чередуется *ē,как в корне *dhē- санскритское dhā-, русское деть, греческое ti-thē-mi — «кладу»: the-t'o-s — «положенный».
Для доказательства своей гипотезы о происхождении долгих гласных из сочетаний *ӗ с сонантными коэффициентами Соссюр использовал сравнение двух классов глаголов в санскрите: глаголов с суффиксом -nā- (например, pu-nā-ti — «он очищает») и глаголов, характеризующихся вставкой инфикса -nā- перед последней согласной корня (например, yu-n'a-k-ti — «он соединяет» — от корня yug-yuk-, родственного русскому иго, латинскому yugum — «ярмо, иго»). Согласно предположению Соссюра, в pu-nā-ti перед конечной фонемой -А вставляется инфикс -ne-, так же как этот инфикс (дающий -na- в санскрите, где индоевропейское *ӗ перешло в а) вставляется перед конечным -k (из -g перед глухим -t) в yu-n'a-k-ti. Доказательством того, что корень в *pu-ne-A-ti > pu-nā-ti действительно оканчивался на сонантный коэффициент *А, является отражение этого *А > санскрит i в таких именных производных от этого корня, как инфинитив p'avitum, где p'avi- < peu А-.
При описании корней типа pavi- Соссюр основывался на той классификации, которая была намечена еще в древнеиндийском языкознании.
Древнеиндийские грамматики, в частности, прн описании санскритских чередований гласных и структуры корня впервые дали представление о языке как системе; эта сторона древнеиндийской науки о языке нашла продолжение в исследованиях Соссюра. Гипотеза о существовании в общеиндоевропейском языке особой фонемы *А позволила Соссюру дать объяснение истории корней, которые в санскрите могли оканчиваться на -r, как pavi-. Древнеиндийские ученые назвали такие корни «корнями set-» (т. е. имеющими -г) в отличие от корней anit (т. е. не имеющих -i). Согласно теории Соссюра, различие между корнями этих двух типов определяется тем, что кории set некогда оканчивались на фонему А, отразившуюся в санскрите как i. В корнях этого типа обычно видели долгие сонанты, например долгое *ū в pavi-, хотя это трудно согласовать с формой корня pŭ- в pŭ-nā-ti. Согласно Соссюру, следует говорить не о долгих сонантах, а о сочетаниях слогового сонанта с фонемой *А, например *рuА-.
Другое подтверждение гипотезы о существовании в индоевропейском праязыке фонем *А и *O Соссюр видел в том, что в некоторых формах, где можно предположить эти фонемы, в санскрите обнаруживаются глухие придыхательные из сочетаний типа *tA > th, например в форме ti-ṣṭhā-ti — «он стоит» (удвоение от корня sthā- «стоять»). Эта гипотеза привела позднее к устранению серии глухих придыхательных фонем из систем индоевропейских смычных, реконструировавшихся преимущественно иа основе санскрита. В свою очередь исключение серии глухих придыхательных способствовало радикальному пересмотру всей системы смычных, который производится в настоящее время в работах по индоевропейской сравнительно-исторической фонологии.
Замечательной особенностью теории Соссюра было то, что она основывалась на внутреннем анализе фактов общеиндоевропейского праязыка и санскрита. Соссюр мог реконструировать исчезнувшие сонантные коэффициенты только на основании исследования соотношений в языке, рассматривавшемся им как целостная система. Поэтому он смог дать единое описание всей индоевропейской системы чередований с сонантами, как подчиненной одному общему принципу.
Из того, что определенные морфологические типы образования (например, имена с суффиксом *-t'o-) характеризуются всегда только одним видом огласовки (скажем, нулевым), следовало, что любую фонему в этой позиции нужно описывать как след старого нулевого типа огласовки. Точно так же разные типы глагольных носовых аффиксов в санскрите Соссюр сводит к одному типу. Он не только выигрывает в однообразии и простоте описания, но при этом с помощью внутренней реконструкции открывает существование исчезнувших фонологических элементов, оставивших только косвенный, едва заметный след. На основании проанализированных им соотношений Соссюр не мог и не хотел давать более конкретного фонетического определения фонемам * А, *0: они были определены им только на основании их функций. Соссюр восстановил абсолютную систему отношений между индоевропейскими фонемами, для фонетического истолкования которой требовалось привлечь дополнительные факты.
Вскоре после выхода книги Соссюра датский лингвист Г. Меллер развил его идеи, придя к мысли о наличии трех таких фонем: *ĕ < *ĕ Е,*а < *ĕ А, *о < ĕ O (где E = х у Соссюра, О = О у Соссюра); эти фонемы влияли не только на долготу (количество), но и на качество гласных: *Еĕ > ĕ, *Аĕ > ă, *Oĕ > ŏ; соответственно корни, начинающиеся позднее на гласный, когда-то начинались с этих исчезнувших фонем: *ĕ s - < *Еĕ s-. Фонемы Е, А, О, объясняющие происхождение индоевропейских гласных (долгих и кратких) из комбинаций этих фонем с предшествующим или последующим е , Меллер предложил считать гортанными — ларингальными, мотивируя это рядом индоевропейско-семитских этимологий, в которых этим фонемам соответствовали семитские ларингальные. Эта линия исследования ларингальных с помощью внешней реконструкции была продолжена в начале XX в. французским ученым А. Кюни, который первый предложил единообразную схему индоевропейского корня CVC (согласный + гласный + согласный), где С могло быть и ларингальной фонемой.
Окончательное доказательство идеи Соссюра, признававшейся лишь немногими учеными, было дано через 50 лет после ее выдвижения польским лингвистом Е. Куриловичем, который показал, что в незадолго до того прочитанном хеттском языке (см. Хеттская письменность) в тех словах, где ожидаются *A, *0, по Соссюру, реально представлена фонема h. Как показали дальнейшие исследования, в хеттском сдвоенное написание -hh- (передающее, очевидно, напряженный заднеязычный щелевой) встречается в корнях, соответствующих индоевропейскому *ā<*ĕA по Соссюру: хеттское pah(h)š —«хранить»; санскритское рā— «пасти, хранить»; латинское pā-sc-ō (перфект pavi) — «пасу»; русское пасти. Хеттское несдвоенное написание h (передающее, очевидно, ненапряженный заднеязычный щелевой).встречается в корнях, где в других индоевропейских языках представлено *ē долгое (из сочетания *ĕ с фонемой Е по Меллеру, х по Соссюру, *Е-х-*ә1-*Н1, *А-*ә2-*Н2, *O-*ә3-*Н3 в более новых обозначениях): хеттское mehur — «время»: санскритское mā-ti — «он измеряет»; русское мера, месяц. Открытие в хеттских h , hh соответствия сонантным коэффициентам Соссюра, которые он установил благодаря методу внутренней реконструкции, явилось триумфом этого метода. Позднее наличие соответствий названным фонемам в заднеязычных типа h, kh было установлено и в других древних индоевропейских языках Малой Азии (анатолийский или хет-толувийский), а также в древнеармянском h. В балтийских и некоторых славянских языках ларингальные нашли отражение в виде особой (акутовой) интонации.