Крестьянство в России
В аграрной России крестьяне, ее главные кормильцы, составляли основную часть населения: в 1678 г. — 90,5%, 1719 г. — 84%, 1857 г. — 82%, 1897 г. — 80%.
В Киевской Руси свободных земледельцев называли людинами, а зависимых от феодала-господина — смердами. По «Русской Правде» за убийство людина штраф составлял 40 гривен, а за смерда — только 5. В Судебнике 1497 г. земледельцы именовались крестьянами. Они жили в селах и деревнях. Село было центром волости, общины или (позднее) феодальной вотчины, к нему тяготели деревни. Именно они преобладали среди сельских поселений. С 14 в. деревня понималась прежде всего как совокупность пахотных и сенокосных угодий, а затем как место обитания. Крестьянин сначала находил пригодное место под пашню и потом уже там селился. Сам термин «деревня» происходит от глагола «драть», т. е. раздирать землю, разделывать ее под сенокос и пашню, сводить лес. Почти до конца XVII в. деревни были не велики по размерам: 3—5, а то и один двор, села крупнее — до 10 дворов; постепенно деревни и села разрастались. Крестьяне разных, несхожих в климатическом и почвенном отношении областей пахали поля, сеяли хлеб, пасли скот, выращивали овощи, а также лен и другие технические культуры. Специализация районов и областей на животноводстве, льноводстве, зерновых культурах была результатом многовекового труда и сметки земледельца.
Наделение крестьянина землей — непременное условие экономики при феодализме. Крестьянский надел при трехпольной системе земледелия составлял в XIV—XV вв. примерно 15 десятин. О его размерах ученые судят по единицам обложения крестьянских хозяйств повинностями. В середине XVI в. была введена единая для всей страны поземельная окладная единица — соха (см. Налогообложение в феодальной России). Обработанная крестьянином земля и полученные с неё плоды не были всецело его, за пользование землей крестьянин расплачивался с господином либо продуктами, либо работой. В начале XVI в. наделы крестьянских хозяйств на северо-западе России составляли 6—8 десятин, а к 80-м гг. из-за хозяйственной разрухи, вызванной опричниной, они уменьшились почти вдвое. В центральных уездах России в 20-х гг. XVII в. крестьянский двор имел земли примерно 6 десятин, к концу столетия — 9 десятин. В течение XVIII — первой половины XIX в. обеспеченность крестьян землей сократилась. С середины XVIII в. стало все заметнее обеднение крестьян, появление разорившихся хозяйств, сдававших свои земли в аренду богатым собратьям. Обнищавшие крестьяне уходили в города и поступали на фабрики и заводы. Появились богатые крестьяне, которые стали предпринимателями или крупными купцами (см. Купечество). Но даже они заключали деловые операции на имя своих помещиков, так как феодальные порядки, основанные на крепостном праве, лишали их свободы.
Основная повинность крестьян до середины XVI в. — оброк. Крестьяне отдавали феодалу каждый год заранее оговоренное количество зерна и других сельскохозяйственных продуктов или определенную их долю. Натуральные платежи феодалу позволяли крестьянину интенсивнее работать в своем хозяйстве, чтобы получить больше продуктов с поля и огорода, от животноводства и лучше обеспечить семью. Размер натурального оброка длительное время не изменялся, так как он поддерживался «стариной», т. е. обычаем. Но постепенно рост потребностей феодалов привел к тому, что предписание грамот (регулировавших повинностно-налоговые отношения крестьян и феодала) оброк «платить по старине» сменилось на новое: оброк платить, «чем он (феодал) вас (крестьян) изоброчит». Так же постепенно отдельные натуральные взносы заменялись денежными. Со второй половины XVI в. крестьяне вместо выплаты натурально-денежного оброка привлекались к работе на барском поле, которое они вспахивали, засевали, убирали с него урожай, свозили его в господские житницы. Сначала и само барское поле, и норма барщины на крестьянское хозяйство были невелики и не обременительны для крестьян. Но с течением времени размеры барской пашни увеличились и крестьянин стал все больше сил отдавать работе на поле помещика в ущерб своему хозяйству. Отработочная повинность, становившаяся по мере развития товарно-денежных отношений все выгоднее для феодалов, для крестьян делалась все тяжелее. Полевая барщина, просуществовавшая вплоть до отмены крепостного права в 1861 г., дополнялась разными «издельями» — работами, необходимыми в имении феодалов по строительству, ремонту амбаров, житниц, скотных дворов, погребов, копке прудов, устройству плотин и приспособлений для ловли рыбы и др. Кроме того, крестьяне платили налоги, обеспечивавшие государственные нужды — содержание армии, аппарата управления, суда.
Крестьяне не представляли собой единой однородной массы, они делились на множество категорий и групп (см. Классы и сословия в России). Во-первых, по принадлежности к той или иной категории господ крестьяне были вотчинные, помещичьи, монастырские, патриаршие, архиепископские; все они составляли разряд частнофеодальных крестьян. Были также крестьяне дворцовые, государственные, среди последних выделялись черносошные, ясачные. Во-вторых, в зависимости от формы феодальной ренты крестьяне подразделялись на оброчных и барщинных. В-третьих, по имущественному положению выделялись «лучшие», «середние» и «худые». Изменения социального и экономического характера вели к появлению новых групп крестьян (например, приписных и посессионных), сокращению отдельных групп (черносошных), перераспределению и включению групп в одну категорию (государевых). Внутрисословные группы крестьян существовали вплоть до 1868 г. Так, среди государственных крестьян насчитывалось 23 подгруппы.
С отменой крепостного права в 1861 г. была ликвидирована личная зависимость крестьян, пали сословные перегородки между отдельными группами, постепенно исчезали различия между ними. Однако стала видна дифференциация крестьян, когда из среднезажиточных хозяйств стали выделяться зажиточные и неимущие.