Крестовые походы

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Захватнические войны, которые в 11—13 вв. рыцари Западной Европы вели в Палестине. Одежду каждого участника этих войн украшал символ распятия — крест из красной материи; такие же кресты были изображены на рыцарских флажках и щитах. Поэтому сами воины называли себя крестоносцами. В значительной мере крестовые походы были частью политики римских пап, стремившихся к установлению своей власти над восточными странами (см. Папство). Так, римский папа Урбан II провозгласил целью первого крестового похода освобождение христианских святынь в Иерусалиме, главном городе Палестины, захваченном турками-сельджуками. В ноябре 1095 г. близ французского города Клермона, где незадолго до этого заседал собор высших церковных сановников, папа обратился с речью к собравшимся здесь отовсюду десяткам тысяч рыцарей, крестьян, горожан, монахов, в которой призвал двинуться войной против турок — освободить Иерусалим от «неверных», спасти «гроб Господень». Призыву Урбана II последовали не только рыцари, но и бедные крестьяне почти из всех стран Западной Европы. Те и другие стремились в Палестину, как выполняя волю главы католической церкви, так и преследуя свои интересы. Рыцари мечтали разбогатеть, крестьяне — получить там землю и свободу от тяжелой крепостной неволи.

Во время первого крестового похода (1096—1099), а также во втором (1147—1149) и третьем (1189—1192) погибло много крестьян. Неудачи сильно поколебали веру бедняков в «спасительность» войн на Востоке. Постепенно крестьянство отошло от них, и крестовые походы превратились преимущественно в чисто рыцарские, завоевательные предприятия, однако по-прежнему осуществлявшиеся под религиозными знаменами.

В результате первого крестового похода ценой крупных потерь Иерусалим был захвачен. Жестоко расправившись с местными жителями, награбив вдоволь золотых и серебряных вещей, «освободители гроба Господня» основали в Палестине Иерусалимское королевство по образцу европейских феодальных государств.

Постепенно мусульманские народы стали сплачиваться против западных завоевателей. Осенью 1187 г. египетский правитель Салах ад-Дин отобрал у них Иерусалим, и над его цитаделью взвилось желтое знамя султана. В ответ папа Климент III объявил новый крестовый поход. Его возглавили французский король Филипп II Август, английский — Ричард I Львиное Сердце и германский император Фридрих Барбаросса (Рыжебородый). Иерусалим вернуть не удалось: от королевства осталась узкая полоска земли вдоль морского берега.

В 13 в. крестовые походы все больше теряли религиозную окраску. Ярче всего их подлинная суть выразилась в четвертом крестовом походе (1202—1204). Деятельную роль в нем сыграла торговая республика Венеция. Ее правитель Энрико Дандоло, вступив в сговор с вождями рыцарских отрядов (французов, итальянцев, немцев), сумел изменить направление похода. Осенью 1202 г. крестоносцы завоевали христианский город Задар в Далмации, а затем 12 апреля 1204 г. с фактического благословения папы Иннокентия III, организатора этого похода, захватили Константинополь — столицу Византии. В пламени пожаров сгорели богатейшие библиотеки, навсегда исчезли прекрасные памятники античного искусства, средоточием которых являлся Константинополь. Крестоносцы и венецианцы вывезли из византийской столицы величайшие ценности. Позолоченная бронзовая квадрига (четверка коней), творение древнегреческого скульптора Лисиппа, украшавшая константинопольский ипподром, до сих пор возвышается над главным входом (порталом) в венецианский собор св. Марка.

Варварский захват Константинополя основательно подорвал папскую идею «священной войны». Поражением закончился пятый поход (1217—1221) против Египта; недолговечным оказался успех шестого похода (1228—1229), когда императору Фридриху II удалось ненадолго возвратить корону иерусалимских королей (в 1244 г. Иерусалим был окончательно завоеван мусульманами); во время седьмого похода (1248—1254) против Египта французский король Людовик IX попал в плен к мусульманам и был освобожден за громадный выкуп. Наконец, в 1270 г. Людовик IX попытался захватить Тунис, но сам он и большая часть его немногочисленного войска погибли во время эпидемии чумы. К концу 13 в. крестоносцы утратили свои владения на Востоке.

Грабительские войны, прикрывавшиеся флагом благочестия, совершались крестоносцами и в Европе. В 1201 г. немецкие рыцари высадились в устье реки Западной Двины, заложили здесь крепость Ригу и начали завоевывать земли ливов. Датчане напали на эстонское побережье, а шведские рыцари начали наступление на земли финнов и карелов. Перенос военных действий в Прибалтику получил поддержку римского папы, так как завоевание новых земель сулило ему поступление новых доходов и расширение сферы распространения католичества. Захватнические цели прикрывались необходимостью покончить с язычеством славянских народов и просветить их светом истинного христианства.

Поход, начатый по призыву католической церкви, протекал успешно до тех пор, пока крестоносцы не столкнулись с дружинами русских князей. В 1234 г. немецкие рыцари были разбиты суздальскими и новгородскими полками под руководством Ярослава Всеволодовича — отца Александра Невского, а в 1236 г. они понесли поражение в Литве в битве при Шяуляе. Пытаясь переломить ход событий, немецкие крестоносцы, опираясь на поддержку римской курии и вновь прибывших рыцарей из Германии, объединились под знаменем Ливонского ордена. Укрепившись, они выбрали удобный момент, когда Русь изнемогала в неравной борьбе с монголами, и нанесли ей не менее жестокий удар с Запада. Особая опасность похода крестоносцев заключалась в том, что они, в отличие от кочевников, стремились не только к грабежам, но и колонизации захваченных земель, огнем и мечом несли новую веру, ассимилировали местное население.

Решающее сражение, получившее в истории название Ледового побоища, состоялось на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. Русские войска под руководством Александра Невского (1220—1263) нанесли сокрушительное поражение немецким крестоносцам, которые понесли невиданные для рыцарского войска того времени потери — 500 убитых и 50 раненых воинов. Эта победа показала жизнеспособность Руси, ее военную мощь, а главное, остановила движение немецких крестоносцев на Восток, создав тем самым благоприятные условия для будущего возрождения русских земель.

В широком смысле слова «крестовыми походами» стали называться выступления против всех инакомыслящих, еретиков (см. Гуситские войны).