Книгопечатание

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

С древнейших времен люди изготовляли книги вручную (см. Письменность). Месяцами, а иногда и годами трудился писец, чтобы воспроизвести литературное или научное произведение на прочных листах дорогого писчего материала — пергамента, изготовлявшегося из шкур животных. Удешевить книгу, сделать ее более массовой позволила бумага, изобретателем которой считают китайца Цай Луня, жившего в 1—2 вв. н. э. В Европе первая бумажная мельница заработала в 12 в.

Развитие ремесла и торговли, Великие географические открытия, возникновение университетов — все это способствовало становлению просвещения, росту образованности. Книг требовалось все больше и больше. Рукописные мастерские, расположенные главным образом в монастырях и в замках владетельных особ, не могли удовлетворить увеличивавшуюся из года в год потребность в книгах. Тогда и возникло книгопечатание — целый комплекс производственных процессов, позволявших механическим способом изготовлять книги.

По сути дела это не одно, а несколько изобретений. В основе лежит так называемая печатная форма; она представляет собой рельефное зеркальное изображение текста и иллюстраций, которые нужно воспроизвести в большом количестве экземпляров. Форму накатывают краской, а затем с силой прижимают к ней лист бумаги. При этом краска переходит на бумагу, воспроизводя страницу или группу страниц будущей книги.

Создавая книгопечатание, люди позаботились и о том, чтобы всемерно упростить и облегчить процесс изготовления печатной формы. Ее составляли из металлических брусочков — литер, на торцах которых воспроизведены рельефные зеркальные изображения букв, цифр, знаков препинания... Литеры отливали предварительно с помощью несложной словолитной формы.

Первые опыты книгопечатания проводил еще в 1041—1048 гг. китайский кузнец Би Шэн; литеры он изготовлял из глины. В 12—13 вв. в Корее использовались уже металлические литеры. Создателем европейской системы книгопечатания стал великий немецкий новатор Иоганн Гутенберг (ок. 1399—1468). Именно он сумел найти наилучшие технические формы воплощения идей, которые частично высказывались и до него. Гутенберг печатал учебники латинской грамматики — «Донаты», всевозможные календари, произведения средневековой словесности. Его шедевр — 42-строчная Библия, отпечатанная в 1452—1455 гг.

Возникновение книгопечатания сыграло колоссальную роль в социально-политической и культурной жизни человечества. Книгопечатание содействовало развитию науки и культуры, способствовало тому, что образование потеряло религиозный характер, стало светским, позволило унифицировать грамматические нормы языка, графические формы письма. Книги стали дешевле, доступ к знаниям был облегчен, а они сами стали демократичнее. «Мы можем и должны начинать историю нашего научного мировоззрения с открытия книгопечатания», — говорил великий русский мыслитель академик В. И. Вернадский.

Иоганн Гутенберг воспроизводил механическим способом один лишь текст; всевозможные украшения и иллюстрации рисовали в готовых оттисках от руки. В 1457 г. ученик изобретателя Петер Шеффер (ок. 1425 — ок. 1503) на страницах «Псалтыри» сумел воспроизвести многокрасочные буквицы — инициалы и свой издательский знак. Другой ученик Гутенберга Альбрехт Пфистер (ок. 1410—1466) впервые отпечатал иллюстрации в книге, вышедшей в свет в 1461 г. Орнаментику и иллюстрации воспроизводили на первых порах способом так называемой ксилографии — гравюры на дереве, которая появилась еще раньше, чем книгопечатание. Позднее в книгу вошла гравюра на меди, основанная на другом принципе: подлежащий воспроизведению рисунок здесь гравируют не возвышенным, а углубленным рельефом.

Книгопечатание было удивительно своевременным изобретением; оно очень быстро распространилось по Европе. В 1465 г. типографский станок заработал в Италии, в 1470 г. — во Франции, в 1473 г. — в Бельгии и Венгрии, около 1473 г. — в Польше, в 1474 г. — в Испании, в 1476 г. — в Чехословакии и Англии. Славянским шрифтом — кириллицей начал печатать впервые Швайпольт Фиоль (ум. 1525) в 1491 г. в Кракове.

Ученые подсчитали, что примерно за 50 лет — до 1 января 1501 г. типографии начали работать в 260 городах Европы. Общее число их достигло 1500, а выпустили они примерно 40 тыс. изданий общим тиражом свыше 10 млн. экземпляров. Эти первые книги историки называют инкунабулами; их тщательно собирают и хранят в крупнейших библиотеках мира.

В истории отечественного книгопечатания первым должно быть названо имя великого белорусского просветителя Франциска Скорины (ок. 1486 — ок. 1541). В 1517 г. он основал славянскую типографию в Праге, где печатал отдельными изданиями ветхозаветные книги Библии. В 1522 г. Скорина создал первую типографию в Вильнюсе и напечатал здесь «Малую подорожную книжку» и «Апостол».

Первая типография в Москве была основана около 1553 г. Ее называют анонимной, так как на семи изданиях, выпущенных ею, не указано ни имя печатника, ни время и место печатания. Первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол» выпустили 1 марта 1564 г. великий русский просветитель Иван Федоров (ок. 1510 — 1583) и его соратник Петр Тимофеев Мстиславец. Инициатором возникновения книгопечатания в Москве стала так называемая Избранная рада — правительственный кружок при молодом царе Иване IV. В дальнейшем, однако, под воздействием реакционных религиозных кругов Иван Федоров вынужден был оставить Москву и переехать в Великое княжество Литовское, на восточных землях которого жили украинцы и белорусы, исповедовавшие православие. Первопечатник работает в белорусском городе Заблудове, а затем переезжает во Львов, где в 1574 г. выпускает первые украинские печатные книги — «Азбуку» и «Апостол». В 1581 г. в Остроге Иван Федоров напечатал первую полную восточнославянскую Библию.

В 17 в. на смену типографской ремесленной мастерской приходит полиграфическая мануфактура с широко развитым разделением труда. Таким предприятием был и Московский печатный двор. Реформировал книгопечатание Петр I, который в 1702—1703 гг. начал выпускать первую русскую газету, а в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, бытующий и сегодня.

Иоганн Гутенберг и Иван Федоров печатали свои книги на ручном типографском станке, который целиком изготовляли из дерева, производительность его была небольшой. В начале 19 в. немецкий изобретатель Фридрих Кениг (1774—1833) сконструировал печатную машину. В истории книгопечатания памятен день 29 ноября 1814 г., когда на печатной машине был впервые оттиснут номер лондонской газеты «Тайме». Так началась промышленная революция в книжном деле. Ее результатом стало внедрение машин в полиграфическое производство. Ручного наборщика, например, заменил «линотип», изобретенный в 1886 г. Отмаром Мергенталером (1854—1899). В типографиях появляются высокопроизводительные ротационные печатные машины, агрегаты, брошюрующие и переплетающие книги. Иллюстрации, начиная со 2-й половины 19 в., воспроизводятся с помощью фотомеханических процессов, в основу которых положена изобретенная в 1839 г. Л. Ж. М. Дагером (1787—1851) и Ж. Н. Ньепсом (1765—1833) фотография. Этот же способ позволил усовершенствовать и наборные процессы; речь идет о фотонаборной машине, созданной в 1895 г. В. А. Гассиевым.

20 век стал в книгопечатании периодом перехода от машин, механизирующих отдельные производственные операции, к автоматическим системам. Изобретатели выдвинули проекты полностью автоматизированных типографий. В последнее время появились портативные типографии, в основе которых лежит микрокомпьютерная и микропроцессорная техника. Такие типографии называют настольными; они дают возможность всем со сравнительно небольшими затратами выпускать книги.

Современное книгопечатание — это высокоразвитая отрасль культуры и промышленности. Вот некоторые данные о тиражах выпускаемых книг. В 1955 г. во всем мире было выпущено 269 тыс. изданий, в 1965 г. — 426 тыс., в 1975 г. — 572 тыс., в 1986 г. — 819,5 тыс. Об общем тираже ежегодно выходящих в мире книг точных сведений нет. В Китае их в 1985 г. было издано почти 6 млрд. экземпляров.

В нашей стране ежегодно выпускалось 80—85 тыс. изданий общим тиражом свыше 2 млрд. экземпляров.

«История ума представляет две главные эпохи, — утверждал русский писатель и историограф Н. М. Карамзин, — изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, — особенно в наше время, при нынешних успехах разума». Эти слова были написаны почти два столетия назад, но они справедливы и сегодня.