Классицизм, раздел «Музыкант»
Классицизм (от латинского «классикус» — «образцовый») — стиль и направление в искусстве XVII — начала XIX в., вдохновленное идеей порядка, законченности и совершенства художественного произведения. Упорядоченность, гармония, внутреннее единство целого и его частей, строгие пропорции — все эти качества отличают творения видных представителей классицизма.
Как художественное направление классицизм сложился во Франции в XVII в. Творчество великих драматургов П. Корнеля, Ж. Расина во многом определило облик лирической трагедии, которая задавала тон на сцене Королевской академии музыки. Здесь долгие годы безраздельным властелином был композитор Ж. Б. Люлли, а позже, в 1-й половине XVIII в., — Ж. Ф. Рамо. Жесткие правила, незыблемые нормы сковывали развитие французской оперы тех лет. В соответствии с принципами классицизма, его образцом признавалась античная драма, античное искусство в целом. Но в нем классицисты воспринимали не его стихийную силу, не свободный выход жизненных сил: их привлекало совершенство форм, отточенность деталей и строгость выражения. Поэтому французская опера была далека от греческой трагедии, несмотря на стойкую приверженность к сюжетам, заимствованным из античной мифологии. Это было предельно условное зрелище, регламентированное в деталях, подчиненное строгому канону, преодолеть который ни одному из мастеров «первой волны» классицизма в европейском искусстве так и не удалось.
Наивысшие достижения классицизма второго периода (классицизма просветительского) связаны уже с новым историческим этапом, с эпохой Великой французской революции 1789—1794 гг., когда он стал художественной идеологией третьего сословия. Эта «вторая волна» связана со становлением и утверждением венской классической школы в творчестве ее виднейших мастеров — Й. Гайдна, В. А. Моцарта. Л. Бетховена. Они также стремились к целостности художественного создания, совершенству формы и строгим пропорциям составляющих ее частей. Но у них единство и законченность достигались в процессе движения, становления, в борьбе противоположностей. Музыкальным выражением такого развития стал принцип симфонизма, наиболее наглядно и совершенно проявившийся в симфонии.
Сущность его — в особом качестве развития музыкальных мыслей, когда новая идея, новый звукообраз рождаются постепенно, в преобразовании исходной музыкальной мысли.
Главная тема порождает тему побочную, противостоящую, контрастирующую с главной. Такой метод развития музыкальной мысли и стал основным завоеванием венского классицизма, открывшим музыке новые горизонты. При этом сочинениям Гайдна, Моцарта, Бетховена присуща целеустремленность: в них отчетливо различаются конечная цель музыкального движения, его итог. Все части произведения находятся в строгом равновесии: отчетливо различимы начало, исходный рубеж, срединный этап, где доминирует развитие, и, наконец, закономерное, логичное завершение всей композиции.
Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.
Велик их вклад в развитие оперы (оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта») и особенно симфонии. Они утвердили и упрочили ее четырехчастную композицию, придали симфонии монументальный характер, наполнили глубоким общественным содержанием. Таковы симфонии Бетховена, представляющие собой, по словам композитора А. Н. Серова, «девять миров симфонических». Композиторы-романтики, унаследовав лучшие завоевания классицизма, развили их, обогатили новыми достижениями (см. Романтизм).
В русской музыке классицизм не стал самостоятельным направлением. Отдельные его черты проявились в творчестве М. С. Березовского, Д. С. Бортнянского, В. А. Пашкевича, И. Е. Хандошкина, Е. И. Фомина. Ощутимы они и в сочинениях М. И. Глинки. Своеобразной стилизацией музыки Моцарта является 4-я оркестровая сюита П. И. Чайковского «Моцартиана», интермедия «Искренность пастушки» из оперы «Пиковая дама»..
В музыке XX в. возродился интерес к классицизму, к присущей ему законченности и порядку. Но неоклассицизм XX в., виднейшим представителем которого стал И. Ф. Стравинский, не был простым возрождением стиля и языка венских классиков. Для неоклассиков музыка прошлого послужила своего рода художественной моделью, она переосмысливалась на основе совершенно новых принципов мышления в звуках. «Прошлое в настоящем» — эта установка, провозглашенная еще М. П. Мусоргским, была по-своему реализована композиторами-неоклассиками, ощутившими непрочность современного «музыкального здания» и необходимость его укрепить.
В советской музыке отдельные неоклассические тенденции проявились в «Классической симфонии» С. С. Прокофьева, в его балете «Золушка», в фортепьянном квинтете Д. Д. Шостаковича и в некоторых сочинениях других мастеров.