Кларнет
Кларнет вместе с флейтой, гобоем и фаготом входит в группу деревянных духовых инструментов симфонического оркестра. Он также полноправный член духового и эстрадного оркестров, различных составов камерного ансамбля; используется и как сольный инструмент.
Звук на кларнете извлекается с помощью камышовой пластинки — трости, прикрепленной к мундштуку. Вибрируя от дыхания исполнителя, трость вызывает колебания воздушного столба, заключенного в инструменте. Кларнет состоит из следующих частей: мундштука, небольшого промежуточного бочонка, верхнего и нижнего колена, где размещены все отверстия и клапаны самого различного сложного устройства и слегка расширяющегося конусообразного раструба. Изготовляют кларнет из твердых пород выдержанного дерева (гренадилловое, пальмовое, самшит), а также из эбонита и пластмассы.
Появился кларнет около 300 лет назад, когда нюрнбергский мастер И. Деннер усовершенствовал старинную французскую свирель ша-люмо. По словам Г. Берлиоза, «кларнет — скрипка среди деревянных духовых инструментов». Звук его ясный (отсюда название кларнета, от латинского «кларус»— «ясный»), светлый, очень гибкий и выразительный.
В передаче чувств и настроений он может соперничать с любым струнным инструментом. Поэтому кларнет очень часто звучит в музыке композиторов-романтиков (см. Романтизм). Большое внимание уделяли ему в своем творчестве русские композиторы, и прежде всего М. И. Глинка, который написал камерное «Патетическое трио» для кларнета, фагота и фортепьяно. Пишут для кларнета и современные композиторы.
Современные разновидности кларнета — малый кларнет и бас-кларнет. Первый из них имеет яркие и несколько крикливые «верхи», хорошо прорезающие общее звучание оркестра. Гротескового характера тембр позволяет придавать мелодиям иронический, пародийный оттенок, имитировать звучание народных инструментов. Бас-кларнет отличается по форме от кларнета тем, что на нижний конец инструмента надет обращенный вверх металлический раструб, напоминающий курительную трубку. Тембр бас-кларнета густой, мрачный, несколько зловещий, что несколько ограничивает его применение в оркестре.