Кинематография стран Азии

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Киноискусство стран Азии представляет собой картину крайне пеструю, сложную и противоречивую. Ведь на этом огромном континенте расположено более 40 стран, и все они находятся на разном уровне социально-экономического и культурного развития. Наряду со странами с развитой кинематографией, заслужившей мировое признание (см. Японская кинематография, Индийская кинематография, Китайская кинематография, Социалистических стран кинематография), здесь есть страны, киноискусство которых еще не получило должного развития.

Кадр из турецкого фильма «Красная косынка» (по мотивам повести Ч. Айтматова «Тополек мой в красной косынке»), 1978. Режиссер И.Гюней. В главной роли Тюркан Шорай.
Кадр из индийского фильма «Под голубым небом», 1959. Режиссер М. Сен.

Причин тому много. Прежде всего это захват кинорынков ряда азиатских стран Голливудом (см. Северной Америки стран кинематография), экономическая и идеологическая экспансия развитых капиталистических стран. В государствах, связанных с США различными договорами и пактами, голливудские картины занимают до 80% экранного времени. Они насаждают в умах людей стереотипы буржуазного мировоззрения, ведут к забвению национальных духовных ценностей. Кроме того, господство США на кинорынках лишает эти страны средств для развития национальной кинематографии.

Для громадного региона Юго‑Восточной Азии резко отрицательную роль в развитии национальных кинематографий играет господство в производстве и прокате дельцов из Гонконга и Тайваня, таких, как братья Шоу, Чжоу. Ими созданы крупнейшие студии региона, и им же принадлежит сеть кинотеатров, охватывающая более десяти стран. Таким образом, они имеют возможность показывать в принадлежащих им кинотеатрах свои фильмы. А фильмы эти представляют собой коммерческие поделки самого низкого уровня. Основную часть гонконгской продукции составляют ленты в стиле кунфу, прославляющие жестокость, безнравственность и «желтый расизм» (кунфу — разновидность борьбы без оружия, сравнимая с карате или самбо).

Когда у гонконгских дельцов недостает собственных фильмов, они показывают такого же рода продукцию из США и Западной Европы. Произведения истинно художественные их не интересуют. Прогрессивные круги стран Юго‑Восточной Азии выступают против антигуманной деятельности дельцов. В ряде стран (Бирма, Шри‑Ланка) киносети национализированы, а прокат лент в стиле кунфу запрещен.

В каждой из стран Азии кроме общих трудностей есть и свои специфические проблемы развития киноискусства. Так, в Пакистане находившийся у власти военный режим буквально задушил национальное кино налогами: не находя в нем поддержки режиму, генералы превратили кино в источник финансирования своих антинародных мероприятий. Сложная ситуация сложилась и в Иране. Здесь производство фильмов упало с 50–60 до 5–8 в год. Это объясняется «исламизацией» страны, приданием народной и антиимпериалистической революции характера религиозного движения, введением норм шариата во все сферы жизни.

Тем не менее в большинстве стран Азии, в частности Юго‑Восточной Азии, национальные кинематографии развиваются и крепнут, получая, например, в Бирме, Индонезии, Шри‑Ланке поддержку не только со стороны общественных кругов, но и государства. Эти страны все чаще представляют на международные смотры произведения, отмеченные высокой культурой постановки, ценные своей связью с народным искусством и национальными культурными традициями.

Успешно развивается кинематография Филиппин, где ежегодно выходит на экраны около 150 лент. Имена филиппинских режиссеров Л. Брока, Л. Кончо, Э. Ромеро, Э. Гарсия и других пользуются международной известностью. Их фильмы рассказывают о жизни простых людей (например, «Горничная» Э. Гарсия). В «Мотыльке» Л. Кончо подверг резкой критике поведение американцев в стране, показал угрозу, исходящую от американских военных баз на Филиппинах.

Строгий контроль за деятельностью кинематографистов со стороны государства установлен в Бирме, где регулируется импорт фильмов. Специальный правительственный киносовет следит за тем, чтобы отечественные картины — их ежегодно выпускается 70–80 — соответствовали национальным традициям и стоящим перед народом задачам.

<addc>l</addc>

Развита, технически хорошо оснащена кинематография Таиланда. Здесь ежегодно создается более 100 новых фильмов, главным образом развлекательных. Кинорынок Таиланда переполнен лентами японского и американского производства; это затрудняет развитие национального киноискусства, но и в Таиланде появляются картины, национальные по форме и прогрессивные по тематике.

В Шри‑Ланке, Непале, Бангладеш с успехом идут индийские кинофильмы. Более того, в Шри‑Ланке фильмы на языке тамили, а в Бангладеш на бенгали могут демонстрироваться без дубляжа. Тем не менее и в этих странах стоит неотложная задача развития национальных школ кино.

Как большой регион надо рассматривать и арабские страны, расположенные на западе Азиатского континента. В нем языковая общность облегчает обмен фильмами, но в социально-политическом и культурном отношении арабские страны разнятся между собой. Достаточно в этой связи сравнить Сирию, последовательно занимающую антиимпериалистические и антисионистские позиции, с Саудовской Аравией, вся политика которой направлена на сохранение монархии и многовековых религиозных обычаев. Поэтому невозможно говорить о каком‑либо общем «арабском фильме». Такие страны, как Сирия, Ирак, Ливан, а также Организация Освобождения Палестины (ООП) ставят сравнительно немного фильмов, но это произведения самобытные, имеющие национальную специфику. Так, киноорганизация ООП выпускает лишь документальные картины, но они вызывают глубокое уважение своей боевитостью, последовательностью в пропаганде идеи освобождения арабского палестинского народа, его права жить в собственном независимом демократическом государстве. Наиболее известные — «Сионистская агрессия» М. Авуали, «Война в Ливане» С. Нимра и Б. аш‑Шаркауи, «Родина за колючей проволокой» К. аз‑Зубейди.

В Сирии ежегодно создается 10–12 фильмов, причем только половина их принадлежит государственному сектору. Однако именно эти картины получают мировую известность, они нередко отличаются мастерством исполнения и четкостью идейно-художественных задач. Такие ленты, как «Леопард» Н. Малеха или «Нож» Х. Хамадеха, способствуют патриотическому воспитанию сирийских зрителей в условиях непрекращающейся военной угрозы со стороны Израиля. Фильм «Тайные постояльцы» М. Шахина рассказывает о жизни деревни; «Ловушка» В. Юсефа поднимает проблемы, волнующие современную молодежь, и т. д.

В Ираке фильмов производится не больше, чем в Сирии.

Им свойственны сравнительно высокая кинематографическая культура и открытая антиимпериалистическая направленность. Такова, например, известная советским зрителям картина «Большой вопрос» М. Джамиля.

В Афганистане зарождение национального кинопроизводства относится к 60‑м гг. В 1968 г. была основана киностудия «Афганистан», где сначала снимались документальные фильмы, а в 1970 г. был поставлен первый художественный фильм «Временщики» о борьбе с торговцами наркотиками (режиссер А. Х. Алиль — выпускник ВГИКа). Широкое развитие кинематографии в стране началось после Апрельской революции 1978 г., были созданы новые кинотеатры для обслуживания сельского населения. Документальные фильмы и кинохроника рассказывали о строительстве новой жизни. Этой же тематике посвящен и вышедший на экраны в 80‑е гг. художественный фильм «Пробуждение», поставленный Алилем.

Сложно и противоречиво развитие кино в Турции. Производство фильмов здесь упало за десятилетия вдвое — до 150 в год. Но в то же время вырос их идейно-художественный уровень. Далеко за пределами Турции получили известность остросатирические фильмы режиссера Йылмаза Гюнея (1937–1984), разоблачающие пороки буржуазного общества («Дорога», «Стена»). Опыт Гюнея по созданию выразительного, правдивого, волнующего фильма используют молодые турецкие режиссеры.

Таким образом, несмотря на засилье голливудских фильмов, почти всюду на Азиатском континенте идет процесс роста и совершенствования национальных кинематографий. И это объясняется прежде всего тем, что в странах с массовой неграмотностью кино остается наиболее доступным народу искусством. Хорошо это понимая, прогрессивные художники, преодолевая стоящие перед ними трудности, создают фильмы для народа, делают их средством идейного воспитания масс, орудием борьбы за социальный прогресс и справедливость.