Карл Максимович Бэр
Карл Бэр — ученый-естествоиспытатель XIX в., основатель современной эмбриологии, почетный член Петербургской Академии наук. Родился он близ г. Дерпта (теперь г. Тарту). Здесь в 1814 г. окончил медицинский факультет университета. Первую половину жизни Бэр прожил в Австрии и Германии, занимаясь проблемами развития животных.
Главная заслуга Бэра в том, что он установил общие черты в раннем развитии различных позвоночных, включая и человека. В 1829—1830 гг. Бэр открыл, что развитие млекопитающих начинается так же, как и у других животных, — со стадии яйцеклетки. Подробно изучив в последующие годы развитие курицы, некоторых рыб, земноводных и пресмыкающихся, он подошел к главному своему обобщению, получившему название закона Бэра: в развитии каждого животного проявляются сначала черты того типа, к которому он принадлежит, позже — класса, еще позже — семейства, рода и, наконец, вида. Поэтому на ранних стадиях развития зародыши различных систематических групп более сходны между собой, чем те же зародыши на более поздних стадиях. Отсюда и другое название этого закона — закон зародышевого сходства. Закон Бэра проложил дорогу появившейся позже эволюционной теории и показал, что развитие организмов идет от общего к частному, от целого к его частям путем постепенных преобразований. В 1834 г. Бэр вернулся в Россию и занялся географическими, антропологическими и рыбоводческими исследованиями. С незаурядным мужеством уже немолодой ученый пересекал Баренцево море на поморской шхуне, чтобы изучить природу Новой Земли, колесил по засушливым степям Заволжья, плавал по Каспийскому морю. Он описал природу Закавказья, Закаспия и персидского побережья; обследовал балтийские, каспийские и азовские рыбные промыслы. Разрабатывая вопросы антропологии, Бэр был сторонником признания видового единства человеческого рода.
Последние годы жизни Бэр провел в г. Дерпте. Там же ему воздвигли памятник на высоком тенистом холме. Сидящий в кресле старый ученый как будто только что оторвался от раскрытой книги и задумчиво смотрит на людей, среди которых всегда много студентов его родного университета. Это к будущим поколениям естествоиспытателей обращены слова Бэра: «Пальма первенства достанется тому счастливцу, который сможет свести образовательные силы организмов к общим законам мирового целого». Бэр близок нам сегодня именно тем, что он подходил к природе как к единому целому, чьи образовательные и производящие силы он стремился изучать, не разрушая ее единства и гармонии.