Карло Гольдони (1707—1793)
Итальянский драматург Карло Гольдони свою первую пьесу написал в 11 лет, а о необходимости театральной реформы задумался в 15. Но целиком посвятить себя театру он решился не сразу: вначале занятия драматургией лишь сопутствовали его адвокатской практике. Лишь в 1748 г. он начинает свой драматургический марафон, заключив с антрепренером Медебеком договор, по которому должен был писать для венецианского театра Сант-Анджело по восемь пьес ежегодно в течение пяти лет. Ему удалось не только выполнить это условие, но и добиться проведения коренной реформы итальянского сценического искусства. Эта реформа заключалась в переходе от старого, импровизационного театра комедии дель арте к театру, опирающемуся на драматургию с устойчивым текстом, с развитыми, сложными характерами, заменившими традиционные маски, которые уже не соответствовали новым жизненным явлениям и проблемам. В комедиях Гольдони произошло органическое слияние лучших традиций народной комедии масок, выработанных ею сюжетных ходов и комедийных приемов с развитой драматургической структурой. В его комедиях, созданных в эпоху Просвещения, обличались пороки современного общества, изображались нравы того времени и свойства человеческой натуры. Драматург с большим вниманием наблюдал жизнь народа, слушал живой язык итальянских улиц, рисовал яркие картины повседневного быта. Его пьесы проникнуты демократическими настроениями, в них слышны отзвуки характерной для искусства Италии диалектальной драматургии, в лучших своих образцах стоявшей наиболее близко к жизни народа. Реформа Гольдони, начатая как чисто драматургическая, повлекла за собой кардинальные преобразования и в области актерского искусства, потребовала от исполнителей нового понимания сценической правды. Эта реформа, как всякое смелое преобразование, встретила в Италии не только сочувствие, но и яростное сопротивление. Творческим соперником Гольдони стал драматург Карло Гоцци, попытавшийся вернуть театру принципы импровизации. В результате осложнившихся отношений Гольдони покинул родину и переехал в Париж.
Сегодня лучшие комедии Гольдони (в всего им написано более 260 пьес) сохраняются в репертуаре многих театров мира. В нашей стране наиболее часто ставятся «Слуга двух господ» и «Хозяйка гостиницы».