Камерный театр
На протяжении всех лет существования (1914—1950) Камерный театр возглавлял его создатель и руководитель, выдающийся режиссер Александр Яковлевич Таиров (1885—1950). Его художественная программа складывалась в первое десятилетие XX в. Окружающая действительность казалась режиссеру сугубо буржуазной и прозаической. Антиобывательскими ему виделись «крайние жанры» (мистерия-трагедия и арлекинада-комедия), в которых выплескиваются патетические кульминации жизни. Таиров стремился к «синтетическому театру», воспитанию актера виртуозного мастерства. Он категорически не принимал попыток навязать театру роль пассивного иллюстратора литературных произведений и строил репертуар на поистине великой литературе. Среди его авторов — Калидаса и Э. Т. А. Гофман, Ж. Расин и У. Шекспир, Г. Флобер и А. П. Чехов, Ю. О'Нил и Вс. В. Вишневский.
Пересматривая все элементы спектакля (актерское мастерство, декорация, костюм, сценическая атмосфера, мизансцена, композиция), Таиров укреплял и расширял их выразительные возможности. Красота пластического рисунка стала одной из главных художественных целей режиссера, ибо он наделял ее особым значением, придавал ей универсальный смысл, делал способной вобрать широкое и противоречивое жизненное содержание.
После Великой Октябрьской социалистической революции искусство театра обрело новые масштабы. Произошло превращение исповедуемого Таировым эстетического театра из частной художнической инициативы в знамение времени. «Федра» Расина (1922) явилась одним из главных событий искусства начала 20-х гг. и была причислена, по словам П. А. Маркова, к постановкам, «служившим оформлению духовного наследства революции». Если в Художественном театре постигали «диалектику души», то Таиров утверждал «алгебру страсти» и, раскрывая ее содержание, создавал трагический образ человека, оказавшегося во власти стихии. Ведущая актриса Камерного театра Алиса Георгиевна Коонен (1889—1974), сыгравшая Федру, была признана выдающейся трагической актрисой.
В фантастической эксцентриаде «Принцесса Брамбилла» Гофмана (1920) и искрометной оперетте «Жирофле-Жирофля» Ш. Лекока (1922) Камерный театр добился блестящих результатов в буффонаде. В этих спектаклях, где в головокружительных и изящных режиссерских импровизациях пенилась радость бытия, в новом обличье предстала Коонен, чьи артистические возможности казались поистине неисчерпаемыми.
Но Камерный театр не был театром одной актрисы. Рядом с ней работали такие талантливые и самобытные артисты, как И. Аркадии, Н. Церетели, С. Ценин, Л. Фенин, М. Жаров, Е. Уварова, Н. Чаплыгин, Л. Лукьянова, П. Гайдебуров, В. Кёнигсон.
После триумфальных зарубежных гастролей (1923), которые буквально раскололи художественный Париж на восторженных поклонников и раздраженных обвинителей, Таиров направил Камерный театр к более конкретному и социальному постижению действительности. Так возник цикл трагических спектаклей по пьесам американского драматурга О'Нила. В «Косматой обезьяне» (1926), «Любви под вязами» (1926) и «Негре» (1929) режиссер убедительно доказал способность своих заветных эстетических идей ответить на новые, насущные требования времени и объяснить человека в сложном, противоречивом единстве биологического и социального.
Не просто складывались отношения Камерного театра с современной советской драматургией. Таиров долго искал автора, который осмыслил бы революционную явь в формах, художественно ему близких. Он нашел его в лице Вс. В. Вишневского. Многие прежние существенные мотивы Камерного театра получили в «Оптимистической трагедии» (1934) новое и глубокое разрешение. Превращение матросской анархиствующей массы в революционный полк было осмыслено как победа гармонии над хаосом, жизни над смертью. Этот спектакль наряду с «Федрой» стал одним из высших достижений в истории не только Камерного, но и всего советского театра.
В трудные годы культа личности, когда с подозрением относились к попыткам художников возвыситься над эстетической «нормой», Таиров, преодолевая обезличивающие тенденции, создал такие режиссерские шедевры, как «Мадам Бовари» Г. Флобера (1940), «Без вины виноватые» А. Н. Островского (1944), «Старик» М. Горького (1946).
Искусство Камерного театра принадлежит к тем значительным художественным явлениям, которые продолжают оказывать определяющее влияние на развитие мировой сцены.