КСИЛОГРАФИЯ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

По-гречески «ксило» — «дерево». Отсюда и получил название особый способ гравирования — ксилография — гравюра на дереве. Для того чтобы получить такую гравюру, доску продольного распила, изготовленную из мягкого дерева (груша, липа), тщательно высушивают и шлифуют, а затем наносят рисунок карандашом или тушью. Вслед за этим художник-гравер обрезает с двух сторон каждую линию и пятно ножом и стамесками выбирает все те места, которые на оттиске должны быть белыми. Получается выпуклый рисунок, где печатающие элементы лежат выше, чем пробельные. Затем при помощи валика или тампона на доску наносят краску, которая ляжет только на эти выпуклые места. Положив на доску бумагу и прижав ее прессом, получают оттиск. Отпечатанные с такой доски оттиски называют продольной гравюрой (по способу изготовления доски) или обрезной (по способу гравирования). Для обрезной гравюры характерна линия и пятно, так как продольный распил дерева не дает возможности художнику имитировать тон при помощи тонкого штриха. Отсюда ее некоторая прямолинейная грубоватость и сухость, так как практически отсутствуют богатейшие нюансы перехода от черного к белому. Искусство продольной гравюры имеет великолепные образцы в работах русских мастеров (заставки к первопечатным книгам И. Федорова) и произведениях великого немецкого художника XV—XVI вв. А. Дюрера.

Сейчас место обрезной гравюры заняла гравюра на линолеуме, материале более современном и более податливом, дающем большие возможности художнику.

В XVIII в. английский гравер Томас Бьюик сделал своеобразное открытие. Он взял доску не продольного распила, а поперечного из твердого дерева. Вместо ножей для гравирования он применил специальные резцы — штихели, которые употреблялись для работы по металлу. Это дало возможность благодаря тонкой структуре поперечного распила дерева художнику-граверу нанести на доску тончайшие штрихи и тем самым значительно обогатить черно-белую гамму гравюры. Такая гравюра называется тональной или торцовой.

Открытие Бьюика дало толчок для невиданного развития гравюры. В XIX в. еще не знали фотомеханических процессов для изготовления печатных форм для газет, журналов и книг. И вот тут-то торцовая гравюра сыграла большую роль как репродукционная техника для воспроизведения рисунков. Существовали даже специализированные мастерские, которые занимались только изготовлением иллюстраций для книг и журналов по рисункам известных художников. Так, мы знаем большие серии иллюстраций французского художника Г. Доре, награвированные в мастерской Паннемакера, или иллюстрации русского художника А. Агина к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя, гравированные Е. Бернардским.

Большое место заняла ксилография в советской книжной графике. Московская школа гравюры, во главе которой был В. А. Фаворский, стала уникальным явлением не только в советском, но и в мировом искусстве. Были разработаны основные пластические принципы ксилографии, которые до сих пор являются нормой для современных граверов, работающих как в Москве, так и в союзных республиках. В Узбекистане успешно работает И. Кириакиди, на Украине — В. Лопата, в Литве — Й. Кузминскас и В. Юркунас, в Киргизии — Л. Ильина, в Вологде — Г. Бурмагина, в Кирове — А. Колчанов и др. В Москве сейчас активно работают такие художники, как В. Носков, Ф. Домогацкий, Д. Бисти, А. Голяховская, Ю. Коннов, Ф. Константинов, А. Билль.

Одним из последовательных учеников В. А. Фаворского был А. Д. Гончаров, продолживший и углубивший как теорию Фаворского, так и его практические наставления по ксилографии. Идеи Гончарова воспринял и продолжил Д. Бисти. Лаконизм и ясность пластического языка — характерные черты творческого почерка этого художника.

Ксилография, как и всякий другой вид искусства, в беспрестанном развитии. Советские граверы находят новые выразительные возможности материала, позволяющего быть и предельно лаконичным, и использовать все богатство тона и цвета.