КИНОСЪЕМОЧНЫЙ АППАРАТ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Чтобы получить на экране движущееся изображение, нужно сфотографировать последовательные положения движущегося предмета, а затем показать эти снимки с помощью проектора. Если снимать, а потом показывать 16—18 картинок в 1 с (еще лучше — 24 или 25, как показывает телевидение), то зритель перестает замечать, когда сменяются картинки, и движение на экране кажется непрерывным. Итак, киносъемочный аппарат (кинокамера) — это своего рода фотоаппарат, делающий несколько десятков снимков в 1 с (см. Фотоаппарат и техника фотографирования). Схема устройства кинокамеры дана на рисунке. Как и фотоаппарат, камера имеет светонепроницаемый корпус /, в который помещена светочувствительная пленка 2, объектив 3 и различные устройства управления, которые на схеме не показаны. Механизмы большинства любительских камер имеют встроенный электропривод: моторчик и батареи, спрятанные внутри корпуса. Только самые простые камеры работают от пружины с ручным подзаводом. В киносъемочной камере пленка сматывается с подающего ролика 4 зубчатым барабаном 5 и подается в фильмовый канал 6. В канале спереди прорезано окно. Сквозь него из объектива на пленку попадает изображение. Но если бы пленка в фильмовом канале двигалась без остановок, на ней вместо отдельных четких изображений — кадров — получились бы «смазанные» полосы. Для съемки каждого кадра пленку необходимо останавливать перед окном фильмового канала (оно называется кадровым окном), а потом продергивать дальше. Пленку продергивает лапка — грейфер 7. Сначала зуб грейфера входит в отверстие (перфорацию) на краю пленки. Затем он идет вниз и тянет пленку за собой. Протянув ее на один кадр, он оттягивается назад и выходит из перфорации. После этого грейфер снова поднимается и «нацеливается» в следующую перфорацию. Грейфер получает свое движение от механизма камеры. От этого же механизма приводится в движение и обтюратор 8. Если посмотреть на него не сбоку, как на схеме, а спереди, то он будет похож на диск с вырезанным сектором. Обтюратор работает в полном согласии с грейфером. Пока зуб грейфера сцеплен с пленкой и продергивает ее, обтюратор загораживает кадровое окно и свет на пленку не попадает. А когда зуб грейфера выходит из перфорации и поднимается в исходное положение, пленка стоит в фильмовом канале неподвижно. Можно снимать! Вот тут-то перед кадровым окном и проходит вырез обтюратора.

Уже отснятая пленка выходит из фильмового канала. Зубчатый барабан 9 подает ее к принимающему ролику 10. Этот ролик вращается и наматывает пленку на себя. На схеме видно, что над фильмовым каналом и под ним пленка образует петли. Зубчатый барабан 5 подает пленку равномерно, а грейфер протягивает ее рывками. И если над фильмовым каналом не оставить свободную петлю, грейфер оборвет пленку. А петля под фильмовым каналом нужна для того, чтобы зубчатый барабан 9, который тоже ведет пленку равномерно, не тянул бы ее через фильмовый канал в то время, когда делается снимок. Во время работы камеры обе эти петли то увеличиваются, то уменьшаются. На рисунке дана общая схема кинокамеры. Разные типы камер могут отличаться от нее в деталях. Так, например, во многих любительских камерах вместо двух зубчатых барабанов есть только один. На схеме он показан пунктиром. Существуют киносъемочные камеры разной степени автоматизации, с различными объективами, для пленок разных форматов, для любителей разной опытности. Большинство любительских камер предназначено для пленки шириной 8 мм с форматом кадра 4,22X5,69 мм. Этот формат называется 8С, или 8-супер, в отличие от существовавшего прежде формата 8 мм с меньшими размерами кадра (3,55X4,9 мм). Старые киносъемочные аппараты формата 8 мм для пленки 8С не годятся; для них еще некоторое время будет выпускаться пленка старого формата, отличающаяся другими размерами, формой и расположением перфораций. Что же касается кинопроекторов, то все они сейчас выпускаются универсальными, т. е. пригодными для показа кинофильмов как формата 8-супер, так и старого формата 8 мм. Это позволяет использовать сохранившиеся старые фильмы. Гораздо лучшее качество изображения получается на пленке форматом 16 мм. Но камеры для этой пленки заметно крупнее и тяжелее 8-миллиметровых. Для кинолюбителей они неудобны. 16-миллиметровые камеры используются главным образом для профессиональных съемок, например в телевидении. В киносъемочной камере, как и в фотоаппарате, самая важная часть — это объектив. От его качества зависят резкость и четкость изображения. А так называемое фокусное расстояние объектива определяет панораму, охват снимаемой сцены. Короткофокусные объективы позволяют снимать большие группы людей, обширные панорамы местности, выполнять съемку помещений. При съемке длиннофокусными объективами удачно получаются портреты; ими пользуются также при съемке удаленных объектов, к которым не удается подойти близко. Объективы средних фокусных расстояний хороши для съемки небольших групп, пейзажей. Именно такая оптика ставится на кинокамерах и фотоаппаратах, не имеющих сменных объективов. Наиболее совершенные любительские камеры имеют объектив с переменным фокусным расстоянием — вариообъектив. Он снабжен сбоку рукояткой, при повороте которой фокусное расстояние увеличивается или уменьшается. Аппарат, находясь на одном месте, как бы «наезжает» на объект съемки или «отъезжает» от него. Подобно лучшим фотоаппаратам, любительские кинокамеры обычно имеют встроенные экспонометры, которые либо указывают правильную экспозицию, либо автоматически регулируют открытие диафрагмы. Некоторые любительские кинокамеры могут снимать с несколькими различными частотами, а также и по одному кадру, что позволяет выполнять комбинированные съемки, создавать эффекты ускоренного или замедленного движения, снимать мультипликационные фильмы. Выбирая для себя кинокамеру или фотоаппарат, нужно помнить следующее: 1) снимает не аппарат, а человек. Конечно, качество аппарата играет большую роль, но еще важнее мастерство кинооператора или фотографа; 2) начинающему любителю нужен самый простой аппарат: работа с ним требует меньше знаний и навыков, поэтому меньше будет и ошибок; 3) не переходите к более сложному аппарату, пока не научитесь хорошо снимать простым.