КИНОМУЗЫКА

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

История киномузыки началась, как это ни странно, еще до изобретения звукового кино. Немые фильмы озвучивались игрой пианиста-иллюстратора. Таким иллюстратором, например, был в юные годы Дмитрий Шостакович, будущий великий композитор, а тогда студент консерватории.

Зачем понадобилась музыка в кино? Представим себя в положении первых кинозрителей. Перед их глазами оживало фотографическое изображение, двигались, спешили, разговаривали люди, но все это происходило в полнейшей, мертвой тишине. А жизнь и движение всегда связаны в нашем восприятии со звуками, и музыка была призвана «оживить» безмолвный мир киноискусства.

Новые возможности открылись с изобретением звукового кино, и не случайно им сразу же заинтересовались композиторы. Музыка издавна соединялась с другими искусствами: с поэзией в песне и романсе, с драмой в опере, с танцем в балете. Музыка в кино стала еще одной разновидностью союза, синтеза искусств (см. Музыка среди других искусств).

Перед композиторами открылись новые возможности, новые пути, интересные, но вовсе не легкие. Вспомните, как много разнообразнейших событий может вместить полуторачасовой фильм! И вот эта необычайная емкость «экранного времени» потребовала и от композиторов лаконизма, концентрированности музыкальной речи.

Музыка может включаться в кинофильм по-разному. Самый простой способ — это появление на экране музыканта или певца. Музыка в таких случаях звучит «в кадре», как говорят кинематографисты. Поэтому песня в кино сразу же заняла видное место. Она оказалась замечательным средством характеристики героев фильма, времени, среды, всей атмосферы действия. Это подтвердили уже первые советские звуковые фильмы, например созданные режиссером Г. В. Александровым. Музыку к ним написал И. О. Дунаевский, и его песни из фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» сразу же завоевали всеобщую популярность. История музыки знает немало случаев, когда песня выходила за пределы фильма и получала более широкое значение. Так произошло с песней Д. Д. Шостаковича из фильма «Встречный» (режиссеры Ф. М. Эрмлер и С. И. Юткевич). Эта песня связана не столько с конкретными ситуациями фильма, сколько с его общей идеей — радостного, свободного, творческого труда. Она была воспринята слушателями как песня о новой жизни, именно в таком значении и перелетела рубежи нашей Родины. Ее пели бойцы Интернациональных бригад, сражавшиеся в Испании с франкистами, пели участники французского Сопротивления.

Очень часто музыка в кинофильме звучит за кадром, только для зрителей, а не для героев фильма, звучит как бы «от автора», передавая его отношение к происходящим событиям. Чаще всего это симфоническая музыка. Так обстоит дело в фильмах С. М. Эйзенштейна с музыкой С. С. Прокофьева («Александр Невский», «Иван Грозный») и в шекспировских фильмах Г. М. Козинцева («Гамлет», «Король Лир») с музыкой Шостаковича. Но за кадром можно услышать и песню, которая становится выражением общей идеи фильма. Таковы песни М. Л. Таривердиева в телевизионном фильме «Семнадцать мгновений весны», выражающие идею мужества, стойкости, любви к Родине.

В некоторых жанрах киноискусства музыка участвует особенно активно. Это музыкальные комедии с песнями и танцами. Лучшими образцами их остаются фильмы Александрова с музыкой Дунаевского. Это мьюзиклы, в которых действие неотделимо от музыки, пения, танца. Уже первые удачи этого молодого жанра обещают многое. Широкую популярность получил фильм «Айболит-66» (режиссер Р. А. Быков, композитор Б. А. Чайковский). Веселые песенки из этого фильма легко запоминались, а некоторые фразы даже стали поговорками («Это даже хорошо, что пока нам плохо»). Большой удачей стал фильм «Мелодии Верийского квартала», отразивший артистичность и темперамент грузинского народа (режиссер Н. М. Шенгелая, композитор Г. Г. Цабадзе).

И наконец, в мультипликационных фильмах характер и ритм музыки определяют все «поведение» рисованных фигурок или кукол. Вспомним наших хороших знакомых: бременских музыкантов (композитор Г. И. Гладков), Чебурашку (композитор В. Я. Шаинский).