КАРЛ ПАВЛОВИЧ БРЮЛЛОВ (1799—1852)

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Картина «Последний день Помпеи», созданная К. П. Брюлловым в начале 1830-х гг. (ГРМ),— одна из самых известных в истории русской живописи прошлого столетия. В свое время она принесла русскому художнику европейскую известность. Эта картина — кульминация развития романтизма в России, и популярность ее вполне оправдана, ее образы вызывают интерес и современного зрителя. Не только эта картина, но и все творчество художника: его портреты, мифологические сцены, жанровые наброски (особенно акварели) — имеет громадную художественную ценность.

Завершив образование в Петербургской Академии художеств, молодой живописец был в 1823 г. послан за границу. Он посетил Дрезден, Мюнхен, а затем до 1835 г. жил и работал в Риме. Уже первые его работы в Италии («Итальянское утро», 1823; «Итальянский полдень», 1827) отмечены поисками оригинальных, самостоятельных решений. Однако лучшее было им создано в жанре парадного портрета, куда Брюллов привнес романтическую красочность, праздничную приподнятость настроения, а иногда и душевный драматизм. С артистическим блеском Брюллов исполняет «Всадницу» (портрет Джованины Пачини, 1832) и «Портрет Ю. П. Самойловой с Дж. Пачини и арапчонком» (1832—1834).

В «Последнем дне Помпеи» художник представляет сцену гибели древнего города, трагическую судьбу его жителей, что многими современниками Брюллова понималось как своеобразный отклик на поражение декабристов. Рушатся здания, валятся мраморные истуканы, и никто, будь он смелым и отважным, красивым и благородным, не может спастись во время катастрофы. Правда, черты некой отвлеченной театральности исполнения и композиции придают изображенному противоречивый характер, снижая эмоциональное напряжение показываемой сцены.

Наиболее удачные работы последнего периода творчества Брюллова— его камерные портреты. В портретах А. Н. Струговщикова (1840), М. Ланчи (1851) художник обращается к анализу человеческого настроения, улавливая томящие душу модели противоречия, надлом. Он видит в лицах и позах сочетание воспламененности воображения и усталости, движения мысли и рассудочного холодка.

Под влиянием творчества Брюллова в России сложилась большая группа его последователей, которые по-разному использовали его художественные принципы: одни отдали предпочтение красочности общего живописного решения, другие — глубокому проникновению в человеческий характер, отмечающему лучшие творения великого мастера.