Йозеф Гайдн (1732—1809)
В историю музыки великий австрийский композитор Йозеф Гайдн вошел как один из основоположников венской классической школы — музыкального направления, сложившегося в Вене во второй половине XVIII в.
Гайдна называют «отцом симфонии». И хотя до него многие композиторы уже писали сочинения с таким названием, именно Гайдн впервые сделал симфонический жанр столь значительным. Всего им создано более 100 симфоний. В основе многих из них лежат темы в духе народных песен и танцев, которые композитор разрабатывает с удивительным искусством. Веселые мотивы в процессе развития могут стать у него задумчивыми и печальными, Жалобные — грозными, наивно-простодушные — величавыми, полными силы. Четыре части классических гайдновских симфоний — это художественно обобщенные, контрастные картины жизни, в которых драматизм сочетается со сверкающей жизнерадостностью. Многогранность музыки Гайдна, его способность «балагурить и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать» высоко ценил В. А. Моцарт.
Некоторые из симфоний имеют подзаголовки, данные большей частью слушателями. Такова, например, знаменитая «Прощальная симфония» (1772), сочиненная в период работы Гайдна у князей Эстерхази. Вершиной его творчества стали «12 Лондонских симфоний», написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. XVIII в. Среди них есть такие, как «С тремоло литавр», «Военная», «С ударом литавр» («Сюрприз»).
Мощная воля к творчеству сочеталась у Гайдна с веселым нравом, серьезность и глубина — с юмором и любовью к остроумным неожиданностям. В его нелегкой, наполненной напряженным трудом жизни было и немало шутливых эпизодов, например «сюрприз», преподнесенный лондонцам в виде громогласного аккорда посреди тихой музыки: чтобы не скучали во время медленной части симфонии!
Гайдн написал множество замечательных квартетов (83) и клавирных сонат (52). Ему принадлежит свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочинений. Уже в конце творческого пути он создал две монументальные оратории — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801); обе связаны с английской поэзией — поэмами «Потерянный рай» Дж. Мильтона и «Времена года» Дж. Томсона). Здесь в союзе музыки со словом, в слиянии симфонического оркестра с голосами певцов особую конкретность приобрели идеи, ранее развитые композитором в симфониях. В ораториях выражены мысли Гайдна о величии мироздания и о сути человеческой жизни.
Более двухсот лет прошло с тех пор, как появились на свет первые сочинения Гайдна, но и в наши дни творчество его, полное жизни и света, несет людям радость.