Историческое краеведение
Краеведение историческое — наука и научно-популяризаторская деятельность определенной проблематики: прошлое и настоящее какого-либо «края» (чаще всего родного или места жительства) — от деревни, небольшого города, улицы, фабрики, учебного заведения и т. д. до крупного региона. Краеведение историческое — форма общественной деятельности, причем такой, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и значительно более широкий круг лиц (преимущественно местных жителей). По определению Д. С. Лихачева, краеведение — «самый массовый вид науки». Краеведение комплексное охватывает несколько сфер знаний: историческое (или только историко-культурное, историко-экономическое), географическое и естественное. Опирается краеведение на междисциплинарные научные связи, учитывает не только выводы научных теорий, но и первичные наблюдения житейской практики.
Для многих знакомство с краеведением начинается в краеведческом музее, где обычно имеются отделы истории и природы. Краеведение — это и освоение местного исторического опыта, и определение, исходя из локальных условий и традиций, конкретных путей в будущее. Краеведение по зову души — всегда краелюбие.
Постепенно выделились особые отрасли краеведения — историческое, географическое, литературное и другие сферы краеведной (или, как говорят, краеведческой) деятельности. При этом основными задачами работы краеведа остаются: просветительская, научная, памятнико-охранительная (охрана и историко-культурного, и природного наследия).
Искони знания о своем крае определяли конкретные представления об историческом прошлом, источниках его познания, особенностях явлений природы. Желание узнать то, что ближе всего, — основа интереса Ко всему остальному и путь к пониманию этого остального, к развитию общих представлений о мире и обществе, взаимосвязи явлений и времен. Тем самым краеведение — метод познания от частного к общему, от простого к сложному, выявлению общего и особенного в прошлом и настоящем. Поэтому краеведению уделяют большое внимание и в школьном обучении (в XIX в. такой предмет называли «родиноведение»); для приобщения к таким знаниям стали привлекать произведения художественной литературы, искусства.
Краеведение воспитывает уважение к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, исконным занятиям предков. Велико его воздействие и на разум наш, и на душу. В этом видится главный смысл слов А. С. Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: «в них обретает сердце пищу».
Еще в средние века возникает представление об особенностях своей, «краевой» истории и взаимосвязи ее с историей всей страны, всего народа. Это выразилось в оформлении традиций местного летописания — составлении и переписи летописей отдельных земель (княжеств), городов, монастырей, в записи сказаний о местных замечательных событиях, местных святых и чудотворцах. С XVIII в. закрепляются уже научные основы краеведения, и в этом главенствующую роль начинает играть Академия наук. Все более осознается зависимость развития общества и от природных условий; Петр I полагал, что «историю читать без географии все равно, что ходить по улице с завязанными глазами». Организуются академические экспедиции для изучения и пространного естественно-географического описания отдельных регионов страны, рассылаются академические анкеты с разнообразными запросами о настоящем и прошлом отдельных местностей. Велика роль в формировании научных основ краеведения зодчего многих наук в России В. Я. Татищева, великого М. В. Ломоносова, Г. Ф. Миллера, обследовавшего архивы более 20 городов Сибири и написавшего после возвращения из экспедиции «Историю Сибири». Традиция тесной взаимосвязи краеведения и академической науки — характерная черта отечественного краеведения. Иначе в такой огромной стране трудно было бы вести наблюдения над ее природой, узнавать о прошлом ее многочисленных народов, получать пригодные для научной (прежде всего статистической) обработки и сопоставления данные о социально-экономическом положении различных областей государства и их культурно-исторических особенностях. И знаменательно, что первым членом-корреспондентом Академии наук стал (в 1759 г.) уральский краевед П. И. Рынков.
Со второй половины XVIII в. развивается провинциальная историография, создаются труды о прошлом отдельных областей России (выявлены факты составления таких трудов в 27 губернских и 10 уездных городах) и «пу-тешественные записки» (как правило, с наблюдениями о памятниках истории и культуры и их судьбе), топографические описания. Издание многотомной «Истории государства Российского» Я. М. Карамзина, а затем и составленного археографом П. М. Строевым «Ключа» к этому сочинению (именной, географический, терминологический) стало дополнительным толчком к повсеместному развитию краеведения. В 1830-х гг. образуются губернские статистические комитеты. В издаваемых ими «Губернских ведомостях» печатаются материалы и по истории края. В Вятке и во Владимире такие публикации готовит А. И. Герцен, к краеведению оказываются причастны и декабристы — так закрепляется традиция участия политических ссыльных в изучении края ссылки. В 1830—1840-х гг. возрастает интерес к изучению быта, народных верований, фольклора. Этот интерес отражается в изданиях статистических комитетов и Русского географического общества (основанного в 1845 г.), в экспедициях, анкетах. С 1880-х гг. по почину историка права и архивиста Н. В. Калачева возникают губернские ученые архивные комиссии. При содействии их и Археологического общества, по инициативе и при материальной поддержке общественности основываются местные архивы и музеи. Развивается и «церковная археология», с конца XIX в. сельским священникам предписывается составлять церковноприходские летописи. Большую поддержку краеведению оказывает земство. В начале XX в. взаимодействие региональных объединений краеведов подкрепляется методическими руководствами их работой со стороны научных учреждений и университетов. Краеведение занимает все большее место в культурной жизни и малых городов. Хотя оно оставалось неоднородным по общественно-политическим воззрениям участников, определяющую роль в нем играла либерально настроенная интеллигенция, приветствовавшая Февральскую революцию.
В 1917 г. (особенно после Октября) первоочередной задачей краеведения стала памятнико-охранительная работа (сохранение памятников культуры, а иногда и целых коллекций их в покинутых прежними владельцами имениях, домах и квартирах). В нее включились виднейшие деятели культуры в Петрограде, Москве и провинции. Возникает множество новых музеев, существенно пополняются хранилища (архивы, библиотеки, музеи). Работу краеведов возглавила Академия наук (ее непременный секретарь С. Ф. Ольденбург — председатель Центрального бюро краеведения и главный редактор периодических изданий), с помощью Наркомпроса организуются всесоюзные, всероссийские, региональные конференции. В краеведной работе участвуют как крупные ученые старших поколений, так и начинающие путь в науку (среди них Я. М. Дружинин, А. П. Окладников, М. Я. Тихомиров). Разрабатываются важные проблемы культурологии и просветительской работы (экскурсионный метод и др.), активно вовлекается молодежь (даже школьная). Это было «золотое десятилетие» нашего краеведения.
Однако с утверждением тоталитарного режима на рубеже 1920—1930-х гг. краеведы, отстаивавшие необходимость своеобразия местного развития культуры, сохранения ее памятников (прежде всего храмов, старинных усадеб) и соблюдения демократических традиций общественной жизни, были репрессированы, многие музеи закрыты (их коллекции рассредоточены или утрачены), изданное арестованными изъято из обращения. Связи краеведения с академическими учреждениями и столичными вузами фактически прекратились; тем самым был нанесен существенный урон науке. В середине 1930-х гг. жертвами террора стали и те более молодые историки, которые группировались вокруг организованной М. Горьким редакции «История фабрик и заводов». Благодаря энтузиазму отдельных учителей и преподавателей пединститутов сохранялись элементы только школьного исторического краеведения, без обращения к которому трудно было преподавать.
Постепенное возвращение краеведения началось лишь в послевоенные годы, когда создавались обобщающие труды локальной истории, выявлялись материалы о знаменитых уроженцах «края». Массовый характер приобрели поиски истоков революционных традиций, материалов о Великой Отечественной войне (организовывались школьные походы по местам трудовой и боевой славы, музеи). Возрождение краеведения становится особенно заметным с середины 1980-х гг. благодаря демократизации нашей общественной жизни и возрастанию роли провинции в развитии культуры: значительно увеличивается количество местных изданий краеведной направленности, переиздаются книги прежних лет, проводятся конференции по историческому краеведению (в масштабах страны, региональные), по изучению культуры провинции, перестраивается экспозиция музеев (ранее вульгарно-социологизированная и политизированная, с многими изъятыми именами и явлениями), образуется Союз краеведов России, в краеведную работу на более высоком научном уровне вовлекаются и учителя, и учащиеся. Краеведение опять начинает обретать черты общественного движения.