Искусство актёра
Это искусство создания актером с помощью собственного психофизического аппарата живого образа, существующего во времени и пространстве.
Зародившись в ритуальных действах, искусство актера с самого начала носило синтетический характер: в ритуалах участвовали музыка, песня, танец, слово (можно сказать, и изобразительное искусство — грим, костюм). Постепенно выделились три основных вида актерского искусства: в балете оно органично соединилось с танцем, в опере — с пением, в драматическом театре оно неотделимо от слова, т. е. драматургии. Пение и танец, хотя и присутствуют в драматическом спектакле, носят, как правило, характер вставных номеров. Но искусство актера существует и в «чистом виде»: в пантомиме образ создается актером без слова, песни или танца.
Искусство актера обладает рядом важных особенностей. Каждое искусство имеет дело с определенным материалом: для живописца — это краски и холст, для скульптора — глина, мрамор, дерево. Для актера единственным материалом и инструментом является он сам — его тело, походка, жесты, мимика, голос и, наконец, психика. Поэтому он всегда стремится развивать свой голос, пластику, изучает технику грима, но в главном — во внутреннем перевоплощении — ему приходится полагаться на интуицию. Как внутренне, искренне зажить чужой жизнью, как возбудить в себе подлинные эмоции по поводу придуманных автором событий? На подобные вопросы впервые дала ответ система Станиславского (см. Станиславского система). В начале нашего века крупнейший русский режиссер, актер, педагог К. С. Станиславский обобщил богатый опыт выдающихся мастеров театра и создал стройную теорию актерского мастерства, разработав конкретные практические приемы овладения актером внутренней психотехникой.
В актерском искусстве невозможно отделить творческий процесс от результата. Премьера — это не просто результат, это одновременно и продолжение творческого процесса, и его наивысшая, кульминационная точка. Актер творит на глазах у зрителей каждый раз заново, а значит — немножко иначе, меняется зритель — меняется в чем-то и спектакль. Но неразделимы не только творческий процесс и результат. Само произведение неотделимо от творца — актера, он как бы растворяется, исчезает в этом произведении, являя чудо перевоплощения. Зритель знает, что Гамлета играет актер И. М. Смоктуновский, но видит перед собой не Смоктуновского, а Гамлета.
Искусству актера присуща импровизационность. Особенно ярко проявлялась она в итальянской комедии масок (см. Комедия дель арте). В современном театре импровизационность носит иной характер. При всей точности следования авторскому тексту и режиссерским мизансценам актер сохраняет внутреннюю импровизационность: строго придерживаясь рисунка роли, он проявляет свободу в вариации множества оттенков и красок внутри этого рисунка. К тому же каждый момент роли актер переживает как бы впервые, словно не зная, что произойдет в следующую секунду и какая у партнера возникнет реакция. С импровизационностью связана непосредственность, и если они отсутствуют, зритель видит на сцене лишь заученные движения и слышит заученный текст. Один из важнейших элементов актерского искусства — вера в воображаемые обстоятельства. Она необходима актеру, чтобы органично и естественно действовать в предлагаемых (автором и режиссером) обстоятельствах.
Каждый вид искусства имеет свой язык, на котором оно говорит со зрителем. В искусстве актера — это психофизическое действие, т. е. единство физического движения актера с его внутренним волевым актом, устремленным к определенной цели. Действию подчинены все остальные выразительные средства, а также чувства и мысли актера. Actig в переводе с латинского означает «действие», и вне его нет искусства актера. Ведь спектакль состоит из актов-действий, и «населяют» его действующие лица. С огромной выразительностью актерского действия связаны богатые возможности интерпретации (трактовки) театром пьесы: подчеркивание различных смысловых оттенков, углубление ее смысла.
И наконец, искусство актера, его мастерство раскрывается в ансамбле с другими участниками спектакля.