Ирландский вопрос
Ирландский вопрос — проблема национальной независимости и единства Ирландии, возникшая в результате завоевания и колониального порабощения этой страны Англией, начавшегося в последней трети XII в. и длившегося более 400 лет. Оно лишило ирландский народ национальной государственности, подчинив его верховной власти английской короны. До конца XVIII в. существовал ирландский парламент с ограниченными правами, но в 1801 г. Англия навязала Ирландии унию, которая уничтожила ирландский парламент и превратила страну в провинцию Великобритании. Вся власть в ней перешла в руки английского вице-короля и государственного секретаря по делам Ирландии.
<addc>G</addc>
Земли, отобранные у ирландцев в ходе завоевания, стали собственностью крупных помещиков — лендлордов. Они сдавали мелкие наделы крестьянам на грабительских условиях. С развитием капитализма в деревне и переводом ирландского сельского хозяйства с производства зерна на скотоводство (этого требовали интересы Англии, нуждавшейся в свежих и дешевых мясопродуктах) ирландский крестьянин подвергся нещадной эксплуатации еще и со стороны крупных скотоводов — рэнчеров. Невиданная нищета и разорение мелких и мельчайших фермеров, полукрестьян-полубатраков, ставших жертвой старых и новых форм эксплуатации, и связанный с этим упадок сельского хозяйства сделали аграрную проблему, как составную часть ирландского вопроса, ключевой в жизни отсталой крестьянской Ирландии.
Другая важнейшая часть ирландского вопроса — религиозно-политическое разделение и связанная с ним проблема раскола и воссоединения Ирландии. Британская колонизация с конца XVI в. разделила страну на две части. В провинцию Ольстер на северо-востоке страны, в главный очаг народного сопротивления завоевателям, направлялся основной поток колонистов-протестантов из Англии и Шотландии. Непокорный Север, по замыслам английских колонизаторов, должен был стать опорой их владычества. Новые хозяева предпочитали эту часть Ирландии еще и потому, что здесь находились плодородные равнины, богатые пастбища и удобные гавани, расположенные поблизости от экономических и судоходных центров Англии. В годы промышленного переворота в Англии (см. Наука и техника) Ольстер превратился в индустриально развитый район, тесно связанный с метрополией.
Остальная часть страны не подверглась столь систематической и упорной колонизации. Даже после утверждения англичан в экономической и политической жизни Ирландии коренное население составляло здесь большинство.
Завоевание разделило Ирландию не просто на две части — оно поставило друг против друга протестантов и католиков. Вера покоренного народа стала символом национального сопротивления и протеста.
Стремясь укрепить свои позиции, англичане преднамеренно разжигали в народных массах национальную и религиозную рознь, крайнюю религиозную нетерпимость и фанатизм. Эта раскольническая политика опиралась на страх протестантского населения перед национально-освободительным движением. Передаваемые из поколения в поколение протестантами настроения воинствующего антикатолицизма отчуждали эту часть населения от борьбы за независимость и свободу Ирландии. Промышленный «протестантский» Ольстер, где экономический прогресс поощрялся Англией в ее собственных интересах, противопоставлялся остальной части страны — отсталой, аграрной «католической» Ирландии, где ни на один год не прекращалась упорная борьба за национальное освобождение.
Ирландское национально-освободительное движение отстаивало свой путь решения многовекового ирландского вопроса. Целью наиболее последовательных патриотических сил страны была полная отмена власти Англии над Ирландией, провозглашение единой и неделимой Ирландской республики. Борьба за свободу была неразрывно связана с борьбой крестьян за землю. Возникший в недрах национально-освободительного движения лозунг возвращения земли ее исконным владельцам был близок широким массам ирландского народа.
Свой путь решения ирландского вопроса предлагала и английская колониальная администрация. Под давлением развернувшейся освободительной борьбы английские либералы были вынуждены пойти на уступки и высказались в начале 80-х гг. XIX в. в английском парламенте за предоставление Ирландии ограниченного самоуправления при сохранении верховной власти британской короны (так называемый гомруль). Одновременно, побуждаемые мощными крестьянскими выступлениями, руководимыми Земельной лигой, английские правящие круги приступили к медленным преобразованиям в деревне. После реформ, проведение которых растянулось более чем на три десятилетия, крупные помещичьи владения были распроданы крестьянам. Однако плата за участки была столь высока, что далеко не все крестьяне могли стать владельцами надела.
Почти 30 лет понадобилось английским либералам и для того, чтобы провести наконец через парламент Закон о гомруле. Несмотря на сопротивление ольстерской реакции и британских консерваторов, английский парламент принял закон в 1914 г. Но на Ольстер этот закон не распространялся. Англия, во-первых, стремилась сохранить оплот своего господства в Ирландии и, во-вторых, опасалась возмущения реакционной ольстерской аристократии и военщины, смертельных врагов национально-освободительного движения. Эти силы, в свою очередь, опирались на воинствующий антикатолицизм и враждебность делу борьбы за независимость, воспитанные ими в массах протестантского населения. Так было положено начало формальному расколу страны. Вступление в силу нового закона было отложено до окончания Первой мировой войны.
Мощный подъем национально-освободительного движения, в котором в эти годы усилилось влияние революционных демократов и рабочего класса, сводит на нет это антинародное решение. В апреле 1916 г. в ходе национального восстания в Дублине была провозглашена Ирландская Республика. Восстание было жестоко подавлено, но оно стало началом борьбы, приведшей к революционной войне ирландского народа против английского империализма в 1919—1921 гг.
В 1921 г., используя соглашательство правого крыла руководства революции и религиозно-политическое разобщение ирландцев, английские правящие круги сумели навязать Ирландии договор, по которому независимость предоставлялась лишь части острова (26 графствам), а остальные 6 графств провинции Ольстер остались под властью британской короны как провинция Соединенного Королевства. В 1949 г. 26 графств вошли в состав Республики Ирландии. В ходе национально-освободительной революции произошло завершение аграрной реформы, крестьяне получили значительные льготы для покупки земли. На севере же страны было создано государство, осуществлявшее власть протестантского большинства населения, католическое меньшинство оказалось политически бесправным. Таким образом раскол Ирландии получил юридическую силу и вопрос остался открытым.
Английское правительство, ссылаясь на волю протестантского населения, враждебного делу воссоединения Ирландии, отказывалось предпринимать эффективные меры для решения ирландского вопроса в интересах всего населения острова. С конца 60-х гг. борьба католического меньшинства Северной Ирландии за демократию, за уравнение его в правах с протестантским населением вызвала ожесточенное сопротивление ольстерской реакции и послужили причиной ввода английских войск в провинцию. Этот кризис всколыхнул всю Ирландию и вновь показал настоятельную необходимость демократического решения ирландского вопроса. Прогрессивные силы в обеих частях Ирландии выступают за единство всех трудящихся вне зависимости от религиозной принадлежности, против сил раскола и реакции, за демократические преобразования в Ольстере, за воссоединение страны и провозглашение единой и суверенной Ирландской Республики, за окончательное решение ирландского вопроса.