Инструменты народные
В Музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки в Москве собрана большая коллекция инструментов — народных и профессиональных. Посетителей поражает открывшееся перед ними многообразие форм, богатство и мастерство отделки. Даже зрительно эти привезенные с разных концов света инструменты производят необыкновенное впечатление. Если же представить себе их звучание, то какой калейдоскоп мелодий, тембров, ритмов можно было бы услышать! И у каждого инструмента, будь то русская жалейка, татарский курай, азербайджанская кеманча или белорусские цимбалы, свой характер, свой образный мир.
Рассматривая инструменты, лежащие в музейных залах за стеклом, думаешь о том, с какой любовью создавали их неведомые мастера, как в каждом из них проявился художественный вкус и убежденность в том, что инструмент должен не только хорошо звучать, но и радовать глаз.
Вот инструмент туркменских пастухов — каргы-тюйдюк. Он напоминает чем-то продольную флейту, только раза в два длиннее. Слушаешь его, и кажется, что время как будто замедлило свой бег, возникает ощущение чего-то бескрайнего, безмерного: гор, пустыни, моря. А русская пастушеская дудка звучит совсем иначе. У пастуха, оказывается, на каждый случай был особый наигрыш: и «сгонная» (когда пастух утром идет по деревне), «как коров в поле гонят», и «чтобы коровы на траву весело ходили», и «когда волк прибегает». Дудка небольшая, сделана из «олешины» (ольхи), в ней три дырочки и сверху надрезан язычок — «пищик». Настройка — диатонический звукоряд в объеме кварты, но что только пастух не делал с этими звуками! Он ими «играл» в буквальном смысле слова то так, то эдак, и звуки у него плясали и подпрыгивали. Трудно поверить, что такие узоры создаются с помощью всего 3—4 звуков. Ритмический рисунок каждый раз новый, и, кажется, запас их неисчерпаем.
Невозможно иметь хоть сколько-нибудь отчетливое представление о фольклоре, не познакомившись с народными инструментами. В них, как и в песнях, проявляется музыкальность народа, его самобытность. Песенное и инструментальное искусство, как и сами инструменты, совершенствовалось веками народными музыкантами — русскими рожечниками, украинскими кобзарями, молдавскими лэутарами, азербайджанскими ашугами, казахскими акынами (см. Народные музыканты).
Еще и еще раз поражаешься разнообрааию конструктивных решений инструментов: от простейших звукоподражательных до сложных, требующих тонкой и точной обработки. Но при этом можно различить общие закономерности, объединяющие инструменты разных времен и народов. Если взять за основу источник звука, то они делятся на несколько групп, каждая из которых, в свою очередь,— на подгруппы, по способу звукоизвлечения.
I группа. Духовые инструменты. Источник звука у них — столб воздуха, заключенный внутри полой трубки.
Подгруппы:
1. Флейтовые инструменты со зву-коизвлечением по типу поперечных и продольных флейт. Это всевозможные свистульки, свирели, украинская сопилка, молдавский флуер, татарский курай, туркменский каргы-тюйдюк.
2. Язычковые — инструменты, устройство которых сходно с гобоем или кларнетом. Сюда входит жалейка у русских и белорусов; волынка, зурна (она есть у всех кавказских народов), армянский дудук и др.
3. Мундштучные—инструменты, звук которых образуется от вибрации губ исполнителя, сложенных особым образом. В эту подгруппу входят русский рог и пастуший рожок, украинские трембиты, эстонский сарв и латышский pare, узбекский карнай.
II группа. Струнные инструменты. Источник звука — натянутая струна.
Подгруппы:
1. Смычковые — древнерусский гудок, скрипка, широко распространенная в народном искусстве в некоторых областях России, на Украине, в Белоруссии, Молдавии, азербайджанская и грузинская кеманча, эстонский хийуканнель, узбекский гиджак и др.
2. Щипковые — разнообразные инструменты типа гуслей (см. Гусли). Эстонский каннель, латышский кокле, литовский канклес, марийский кюсле, чувашский кёсле, удмуртский крезь. К щипковым инструментам относятся и такие, как балалайка, русская до́мра и казахская домбра́, туркменский дутар, таджикский рубоб.
III группа. Мембранные инструменты. Источник звука — натянутая мембрана. Это всевозможные барабаны и барабанчики, бубны, литавры (накры).
IV группа. Самозвучащие инструменты. Источник звука — сам материал, из которого сделан инструмент. К ним относятся деревянные ложки, трещотки, бубенцы, колокольчики, варга́ны.
На изготовление инструментов мог идти практически любой природный материал: дерево, кость, рога животного, глина, кожа, металл. Дерево — самый естественный материал для людей, чья жизнь связана с лесом: земледельцев, охотников, пастухов. Липа, клен, ель, ива, бузина, береза, черемуха, орех, ольха, платан, груша... Все они «звучат» по-разному и поэтому применяются каждый раз индивидуально, в соответствии с назначением инструмента. Например, барабанка — самозвучащий инструмент пастухов Костромской и Вологодской областей России — делалась из еловой доски. Ей придавали трапециевидную форму, пастух вешал ее себе на грудь. Играли на барабанке деревянными палочками, звук получался звонкий, далеко разносился и мог иметь разную окраску, в зависимости от техники игры и мастерства исполнителя. Или владимирский пастуший рожок — духовой мундштучный инструмент. Его делали из березы, липы, но предпочтение отдавали можжевельнику: звук тогда получался густым, чистым. Из дерева изготовляют самые разные инструменты: и духовые, и струнные, и ударные.
Стебли тростника, камыша, полые внутри, применялись для изготовления многоствольных флейт типа «флейты Пана». В южных областях России их называют кувиклами или кувичками, кугиклами. Обычно берут в руку 2—3 ствола разной длины, снизу отверстия в них закрыты, а звук извлекают таким образом, что дуют поверх верхнего отверстия. Играют на кувиклах женщины, преимущественно ансамблями по нескольку человек. Инструмент такого типа есть у молдаван — най, он делается из бамбука, стволов в нем побольше; у литовцев — скудучяй; у украинцев — свыриль.
Инструментами в умелых руках могли стать древесный лист (сирени, липы, черемухи), простая травинка, бобовый стручок. Например, у эстонцев существует большое количество таких простейших инструментов звукоподражательного характера. Они часто и называются по имени того животного или птицы, голос которого имитируют. Это ру́ккирээк (коростель) — инструмент, сделанный из стебелька ржи. Звуки, извлекаемые из него, похожи на крик коростеля. Или ку́ккепилль (петушок) — небольшой деревянный брусок с канавкой, куда вкладывается травинка или тонкая берестяная пластинка. Если ее зажать на концах, то она превращается в эластичный язычок, который при вдувании воздуха издает звук, похожий на крик петуха.
Есть инструменты манки́, подражающие крику дикой утки, селезня, рябчика. Они использовались охотниками, но со временем, уходя из народного быта, сохранились как забава для детей.
В древности для создания музыкальных инструментов часто применялись кости животных и птиц. Так, в Рязанской области археологи нашли флейту из птичьей кости, сделанную 4 тысячи лет назад. Есть еще более древняя флейта — из сустава северного оленя, ей 20 тысяч лет.
Казалось бы, какое отношение к музыке имеет глина? Тем не менее у каждого народа существуют окарины — глиняные свистульки в форме птиц, животных, рыб, наездников. У них 2—4 игровых отверстия и узкий диапазон, не выше кварты. Сейчас они тоже стали детскими игрушками, но когда-то имели ритуальное значение. Так, еще в середине XIX в. в Вятской губернии существовал праздник поминовения предков. В этот день совершалась тризна по умершим, затем начиналось стихийное гулянье, где обязательным правилом было свистеть в свистульки. Этот обряд именовался «свистопляской». На Украине окарины известны под названием свистуны, в Литве — молину́касы, в Грузии — буль-буль.
Рог животного (тура, быка) был прекрасным инструментом для пастухов, охотников и воинов. Игровые отверстия на роге отсутствовали, поэтому на нем можно было играть только сигналы (призывы, переклички) и мелодии, основанные на натуральном звукоряде. Позднее, когда рог стали делать из металла, ему придавали традиционную изогнутую форму. От рога ведет свое происхождение валторна.
Металл входит в инструмент чаще всего как составная часть (струны гуслей, скрипок, саза, дутара и т. п.), но иногда выступает заменителем дерева (в духовых инструментах). Если дерево «поет», то металл «звенит»: в колоколах и колокольчиках, бубенцах.
Всем известен такой инструмент, как волынка. Старинные ее названия — дуда́, коза, кози́ца. Она представляет собой воздушный резервуар — мех (из шкуры теленка или козла), в который вставлены 2—3 игровые трубки и одна для нагнетания воздуха. Игровые трубки делятся на мелодическую с отверстиями и 1—2 аккомпанирующие (бурдонные). При игре на волынке мелодию, выдуваемую на трубке, сопровождает бурдон — постоянно звучащий тон (органный пункт). На территории нашей страны волынка встречается до сих пор в Закарпатье, в Прибалтике, на Кавказе.
Великое множество инструментов живет среди нас. Многие из них звучат со сцены, для них композиторы пишут сочинения. В музыкальных школах, училищах, консерваториях будущие исполнители обучаются игре на народных инструментах.
В этой статье рассказано далеко не обо всех народных инструментах нашей многонациональной Родины. О некоторых из них вы прочтете в соответствующих статьях словаря. Об инструментах народов мира вы можете узнать из таких статей, как Африки музыка, Востока музыка, Латиноамериканская музыка.