Идейность творчества

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Идейность — это выражение в произведении искусства мыслей о сущности показанных событий и характеров, которые могут быть переданы только или по преимуществу в художественных образах. Л. Н. Толстой писал в 1876 г.: «Во всем, почти во всем, что я писал, мной руководила потребность собрания мыслей, сцепленных между собою, для выражения себя, но каждая мысль, выраженная словами особо, теряет свой смысл, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором она находится».

Художественных произведений без идей нет. А. П. Чехов в 1888 г. сказал об этом так: «Художник наблюдает, выбирает, догадывается, компонует — уж одни эти действия предполагают в своем начале вопрос…». Некоторые идеи выражаются в прямых высказываниях авторами, особенно в лирике, или же в речах положительных героев, например Чацкого в «Горе от ума». Но идея произведения всегда шире и значительнее этих отдельных высказываний. Основная мысль шолоховской «Судьбы человека» — идея судеб человечества и человечности, а не только проблема советского характера и тем более личной судьбы одного из солдат Великой Отечественной, хотя в финале рассказа автор говорит лишь о своей вере в то, что этот человек «выдюжит» и вырастит другого такого же, каков он сам.

Иногда тема, сюжет, образы воплощают идею весьма подчеркнуто. Такая утверждаемая с особой страстностью идея свидетельствует об осознанной автором своей идейной позиции. В этом случае произведение называют тенденциозным, т. е. четко выражающим свою художественную направленность. Прямое, страстное высказывание своих взглядов в искусстве часто бывает абсолютно естественным. Ф. Энгельс писал: «Я ни в коем случае не противник тенденциозной поэзии как таковой. Отец трагедии Эсхил и отец комедии Аристофан были оба ярко выраженными тенденциозными поэтами, точно так же и Данте, и Сервантес, а главное достоинство «Коварства и любви» Шиллера состоит в том, что это — первая немецкая политически тенденциозная драма. Современные русские и норвежские писатели, которые пишут превосходные романы, все тенденциозны. Но я думаю, что тенденция должна сама по себе вытекать из обстановки и действия, её не следует особо подчеркивать, и писатель не обязан преподносить читателю в готовом виде будущее историческое разрешение изображаемых им общественных конфликтов».

Глубокие идеи могут воплощаться в сюжетах, которые сами по себе, без этих идей, имеют лишь частное значение. «Гроза» А. Н. Островского — пьеса о том, как в глубокой провинции темная, но смелая и решительная молодая купчиха поступила вопреки собственному пониманию морали и затем покончила с собой. Однако Н. А. Добролюбов имел все основания увидеть в пьесе мощное выражение близкого краха «темного царства». Действие «Матери» А. М. Горького в основном происходит в одной из рабочих слободок с рядовыми людьми, но писатель вместе со своими героями делает выводы всемирно-исторические. Идейность произведения искусства определяется не просто наличием идей или тем, много их или мало, а их масштабностью, значением и ролью, которую они играют во всем содержании произведения.

Идеи: философские, социальные, религиозные, моральные, естественнонаучные, гуманитарные, экономические, педагогические и т. д. — входят в искусство, выражаясь в образах, в отношениях конкретных героев произведений.

Особую роль в искусстве играют социальные идеи. Автор не всегда намеренно их выражает, но они неотъемлемо входят в художественный мир наиболее крупных деятелей искусства. В. И. Ленин писал о Л. Н. Толстом: «И если перед нами действительно великий художник, то некоторые хотя бы из существенных сторон революции он должен был отразить в своих произведениях». Творчество Толстого, по Ленину, гениально отражает большую эпоху социальных отношений в России и выступает как «шаг вперед в художественном развитии всего человечества». Именно социальную идейность имеют в виду, говоря Об идейности художественного творчества. Социальная идейность искусства выражается в его партийности и народности.

«Безыдейность» — это отсутствие не вообще каких‑либо идей (такое в настоящем искусстве невозможно), а отсутствие крупных социальных, общественно-политических идей. Не менее вредна, чем безыдейность, замена прогрессивных идей, воплощенных в ярких художественных образах, риторикой, общими фразами. Только литература — идейная, художественная, народная — воспитывает людей честных, сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени.

Художественная идейность — это то, что автор воплощает, создавая произведение, а не то, что он просто включает в произведение. Идея, относящаяся к стадии замысла, может существенно измениться в процессе её воплощения. Автора «корректирует» и логика объективной действительности, которую он отражает. «Художественное произведение может быть выражением известной идеи не потому, что автор задался этой идеей при его создании, а потому, что автора его поразили такие факты действительности, из которых эта идея вытекает сама собой», — указывал Н. А. Добролюбов.