Идейность искусства

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Идейность — это приверженность художника определенной системе идей и соответствующему социальному, нравственному и эстетическому идеалу, образное воплощение этих идей в художественном творчестве. Передовая идейность выражается в духовной ориентации художника на прогрессивный общественный идеал, связанный с деятельностью передовых классов. Приверженность реакционным идеям — антипод подлинной, прогрессивной идейности. Передовая идейность противоположна также безыдейности — безразличию к общественным проблемам, отказу от ответственности за их решение. Безыдейность нередко прикрывает и маскирует реакционные идеи.

Безыдейное искусство мелко и незначительно. Творчество, утверждающее реакционные идеи, ведет к отступлению от жизненной правды. Только творчество, опирающееся на правдивое, реалистическое изображение жизни, связанное с прогрессивными идеалами художника, способно порождать великое искусство.

Идейность в искусстве органически присуща реалистическим художественным произведениям. Она подразумевает социальную, философскую, политическую или этическую значимость темы, т. е. того общественного явления, которое изображает художник, а также прогрессивную направленность творчества и правдивость художественной идеи. Художественная идея — это образно-эмоциональная, обобщающая мысль, лежащая в основе содержания художественного произведения. Без мысли нет подлинного искусства. Но идея проявляется в искусстве не отвлеченно, а в живой плоти художественных образов, как внутренний смысл изображения окружающего мира, характеров людей и событий их жизни.

Художники эпохи Возрождения по-своему боролись против религиозных, мистических идей средневекового искусства; мифологические сюжеты они наполняли содержанием реальной жизни, воспевая красоту земного человека. Французский художник Ж. Л. Давид, живший во второй половине XVIII — начале XIX в., вдохновленный Великой французской революцией, воплощал в своих произведениях идеи высокого гражданского долга. Русские художники-передвижники, работавшие в XIX в., вдохновлялись в своем творчестве идеей служения народу, раскрывали его забитость и бесправие, воспевали нравственную красоту духовного облика людей из народа.

Советское искусство с первых своих шагов отличалось высокой коммунистической идейностью, присущими ему средствами активно боролось за построение нового, социалистического общества (произведения Н. А. Андреева, И. И. Бродского, М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, Б. В. Иогансона, И. Д. Шадра, В. И. Мухиной и многих других).

Идейной основой советского искусства является учение марксизма-ленинизма. Поэтому его идейность неотрывна от партийности и народности. Раскрывая и утверждая передовые идеи современной эпохи, советское искусство ведет борьбу с буржуазной идеологией и модернизмом, воплощающим упадочные, реакционные идеи. Неразрывно связанные с созидательной деятельностью народа, советские художники отдают свой талант и свои силы делу борьбы за мир и строительство коммунизма.