Иван Константинович Айвазовский (1817—1900)
На протяжении всей своей долгой жизни И. К. Айвазовский был связан с морем, ему он посвятил около 6 тыс. картин. Уже его первые опыты в жанре морского пейзажа (марины) имели большой успех и определили дальнейшую судьбу способного молодого художника: Петербургская Академия художеств, которую он окончил в 1837 г., командировала его сначала в Крым, а затем в Италию, Францию, Англию. После возвращения в Петербург перед Айвазовским открылась возможность блестящей карьеры: он был зачислен в Главный морской штаб, Академия художеств присвоила ему в 1844 г. звание академика, в 1847 г. он стал профессором. Но художник отказался от блеска и суеты столичной жизни и поселился в Крыму, в родной Феодосии. Здесь и провел он бо́льшую часть своей жизни, написал лучшие свои картины.
Громадная, пенящаяся по гребню волна неотвратимо надвигается на затерянный в безбрежном бурном океане обломок мачты, за который судорожно цепляются люди, спасшиеся после кораблекрушения. За первой волной встает вторая, еще более грозная, а тем временем первые лучи восходящего солнца пронизывают водную толщу, и кипение ярких красок — зеленых, синих, фиолетовых, розовых — смешивается с кипением морской стихии... Это — «Девятый вал», одна из самых известных картин молодого Айвазовского (1850, ГРМ). Она свидетельствует и об изощренном профессиональном мастерстве живописца, и о романтическом складе его творчества в этот период. Грозной, величественной, но слепой в своей ярости стихии здесь противостоит хрупкий, слабый в сравнении с ней, но наделенный силой духа и мужеством человек. Многие свои картины Айвазовский посвятил подвигам русских моряков («Чесменский бой», «Наварринский бой», обе — 1848).
Темы кораблекрушений, морских катастроф и в дальнейшем часто привлекали Айвазовского, но в 70—80-е гг. его творчество под влиянием искусства передвижников приобретает более спокойный и реалистический характер. Изображая море в постоянном движении, в непрерывной изменчивости, он создал произведения, лишенные сюжетной занимательности и внешнего эффекта, привлекательные мощью и внутренней красотой величественных морских просторов. Таковы, например, картины «Черное море» (1881), «Среди волн» (1889), где только два «действующих лица»: бурное море и покрытое облаками небо разыгрывают извечную драму борьбы двух стихий.
В историю русского искусства Айвазовский вошел как крупнейший маринист, красочно и взволнованно воспевший красоту необъятных морских просторов. Дом и мастерская художника, завещанные им Феодосии, превращены в музей, Картинную галерею имени И. К. Айвазовского. Здесь собраны многие произведения Айвазовского, его учеников и других художников, посвятивших свое творчество морю и Крыму.