ИНТЕРВАЛ

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Пропоем начало припева известной песни:

Пусть все-гда бу-дет солн-це...

На каждом слове, кроме первого, заметно меняется высота звука. В слове «всегда» мелодия резко поднимается, в слове «будет» она продолжает движение вверх, но гораздо более плавно и столь же плавно опускается в слове «солнце». «Резко» и «плавно» — в чем разница? В расстоянии от первого звука до второго — то большем, то меньшем. Это расстояние по высоте между звуками и называется интервалом. Интервалом называют также и само сочетание двух звуков определенной высоты, появляющихся последовательно или одновременно. Последовательное двузвучие — интервал мелодический, он может быть восходящим и нисходящим; одновременное — гармонический. В обоих случаях нижний звук зовется основанием, а верхний — вершиной.

Интервал измеряется числом ступеней лада, которые он охватываем, они обозначаются порядковыми числительными: оба звука на одной ступени — прима (1); звуки на смежных ступенях — секунда (2); звуки охватывают три ступени — терция (3). Далее идут кварта (4), квинта (5), секста (6), септима (7) и октава (8). Это простые интервалы. Те же интервалы с прибавлением октавы образуют составные интервалы: звуки охватывают девять ступеней, секунда+октава — нона (9); десять ступеней, терция+октава — децима (10). Еще более широкие интервалы — ундецима (11), дуодецима (12), терцдецима (13), квартдецима (14) и квинтдецима — две октавы (15).

Интервалы имеют разновидности. 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13 и 14 могут быть малыми и большими. Например, секунда в полутон — малая (м. 2), а в целый тон — большая (б. 2). 1, 8, 15, а также 4, 5, 11, 12 называются чистыми. Если же кварту, квинту и их составные интервалы понизить или повысить на полутон, то они станут уменьшенными или увеличенными (ум. 4, 5, 11, 12 и ув. 4, 5, 11, 12).

Музыка, которую мы слышим, — это поток мелодических и гармонических интервалов, соединяющихся друг с другом последовательно и одновременно. Интервалы — это те живые клетки, из которых построена музыкальная ткань любого произведения, и чем полнее мы будем их воспринимать, тем глубже раскроет музыка нам свои тайны.