Ж.-П. Марат «Конституция, или Проект Декларации прав человека и гражданина»
Предлагаемый отрывок взят из брошюры Марата «Конституция, или Проект Декларации прав человека и гражданина», которая должна была, по мнению автора, повлиять на выработку Национальным учредительным собранием «Декларации прав человека и гражданина». Брошюра Марата содержит отсутствующее в «Декларации» обоснование прав человека и гражданина и отличается в целом более радикальной революционной направленностью (требование ограничения крупной собственности, уравнения состояний, защиты интересов бедняков).
«Права гражданина. При разумном устройстве общества члены государства должны ввиду тех самых прав, которые они имеют от природы, пользоваться приблизительно одинаковыми преимуществами. Я говорю — приблизительно, так как нельзя требовать строгого равенства, которое не может существовать в обществе и которого нет даже в природе; небо дало разным людям различную степень восприимчивости, ума, воображения, ловкости, расторопности и силы, следовательно, неодинаковые средства трудиться для своего счастья и приобретать блага, которые они доставляют. Но не должно быть иного неравенства богатств, кроме того, которое проистекает из неравенства природных способностей, из лучшего употребления времени или стечения каких-либо благоприятных обстоятельств. Закон должен даже предотвратить слишком большое их неравенство, определяя границы, за которые они не должны переходить. И в самом деле, без известного соотношения между богатствами выгоды, извлекаемые из общественного договора тем, кто не имеет никакой собственности, сводятся почти ни к чему. Какие бы он ни имел заслуги, ему невозможно приобрести богатство, и, если он не обладает гибкостью, способностью к интриге, лукавством, он будет прозябать. Таким образом, в то время как богатый, пользующийся уважением, вниманием, покровительством, имеет все радости жизни, в то время как он должен только требовать, чтобы получать, и приказывать, чтобы его слушались, бедный ощущает свое существование лишь как лишения, усталость, страдания. Для него предназначен тяжелый труд, для него — низкие, отвратительные, вредные, опасные ремесла; для него предназначены нужда, рабство, презрение. Самая свобода, утешающая нас в стольких страданиях, ничто для него: слишком ограниченный, чтобы вызывать в ком-то подозрение, он не понимает счастья быть защищенным от ударов властей, и, какая бы революция ни произошла в государстве, он не чувствует уменьшения своей зависимости, всегда пригвожденный к изнурительному труду. Наконец, если он получает какую-либо выгоду от лучшего управления, то она выражается в том, что он платит несколько дешевле за черный хлеб, которым он питается.
В государстве, где богатства являются плодом труда, умения, талантов и гения, но где закон ничем их не ограничивает, общество обязано обеспечить тем своим членам, которые не имеют никакой собственности, ^средства к жизни, чтобы они могли иметь уход во время болезни и в старости и воспитывать своих детей. Это награда за то, что они пожертвовали ему своими общими правами на произведения земли, и за взятое ими на себя обязательство уважать собственность сограждан. Но если оно обязано оказывать эту помощь всякому человеку, уважающему установленный порядок и старающемуся быть полезным, то оно не обязано ничем бездельнику, отказывающемуся работать».