Жорж Бизе (1838—1875)
Жорж Бизе родился и вырос в Париже. Десяти лет поступил в Парижскую консерваторию, где занимался в классах фортепьяно, органа и сочинения. Как лауреат консерватории Бизе после ее окончания провел три года в Италии и в качестве отчета за это время написал оперу «Дон Прокопио». По существующей традиции композитор должен был бы представить кантату на духовную тематику, однако, невзирая на строгие консерваторские правила, он выбрал комический оперный сюжет, близкий «Севильскому цирюльнику» Дж. Россини. Так на пороге самостоятельного творческого пути Бизе сделал первый шаг в сторону оперы, адресованной самым демократическим кругам слушателей.
Дальнейшее развитие творчества Бизе также неразрывно связано с музыкальным театром. Один за другим зреют замыслы его сочинений. В 1863 г. в Париже ставится его опера «Искатели жемчуга», действие которой происходит на острове Цейлон. Затем появляется опера «Пертская красавица» (1866). Однако знатная парижская публика, посещающая театры, равнодушно принимает сочинения композитора. Она ждет развлечений — пышных представлений, легковесной музыки.
В 70-е гг. в жизни Франции, а следовательно, и в творчестве Бизе наступает новая полоса. 18 марта 1871 г. провозглашена Парижская коммуна. Ее лозунг «Искусство — массам» был близок взглядам композитора на значение художника в обществе. Он всегда желал, чтобы его искусство было доступно самой широкой аудитории. В 1872 г. появляется новая опера «Джамиле», в которой Бизе пишет для героини вместо традиционной помпезной арии музыку в духе простой народной песни. Следом создается музыка к драме «Арлезианка» А. Доде. Две сюиты, составленные на основе этой музыки, пронизанной народно-песенными интонациями и танцевальными ритмами, пользуются неизменной любовью у слушателей.
К образам простых людей из народа Бизе обращается и в опере «Кармен» (1874) по одноименной новелле П. Мериме. Ее музыка пронизана солнечным светом южной природы, яркими народными песенными и танцевальными интонациями, озарена сильными правдивыми чувствами. Героиней оперы стала работница табачной фабрики. Парижская публика, привыкшая видеть на сцене богов, знатных титулованных или мифических героев, была шокирована тем, что ей показали жизнь простых людей. На премьере разразился скандал, после чего опера была снята с репертуара. Не выдержав провала своего лучшего сочинения, композитор, который к тому времени был болен, тяжело занемог и через три месяца скончался, не дождавшись успеха «Кармен», вскоре начавшей победное шествие по сценам мира. По сей день эта опера принадлежит к числу наиболее любимых слушателями произведений, снискав бессмертную славу французской музыкальной культуре.