Жан Батист Мольер (1622—1673)
Мольер был человеком театра. Слава писателя его не прельщала, и он отдавал свои пьесы издателям лишь после того, как они были отыграны его труппой. Он и писать начал, чтобы решить основную проблему своего театра — проблему репертуара.
Лавируя между интересами зрителей и запретами цензуры, запросами августейших покровителей и своими принципами, всю жизнь преследуемый церковью, Мольер в течение всей долгой карьеры директора театра умел добиваться успеха, от которого зависело само существование театра. В то же время он выполнял и функции режиссера в сегодняшнем понимании этого слова: распределял роли, давал сценические указания актерам, нередко превращая репетиции в увлекательнейшие уроки мастерства. И наконец, он был первым актером своей труппы. Он сыграл благородного Альцеста в «Мизантропе» и нелепого в своих притязаниях Арнольфа в «Школе жен», простодушного Сганареля в «Дон Жуане», смехотворного господина Журдена в «Мещанине во дворянстве» и попавшего в подобную же ситуацию, но куда более достойного Жоржа Дандена («Жорж Данден»), поглощенного страстью к деньгам скупца Гарпагона («Скупой») и обманутого в своем безграничном доверии Оргона («Тартюф»), хитроумного Скапена («Плутни Скапена») и упрямого Аргана («Мнимый больной»). Он выходил на сцену в каждом представлении своего театра и умер, едва успев доиграть последнюю роль.
Верный соратник Мольера, актер и автор знаменитого «Реестра», своеобразного дневника труппы Мольера, Лагранж написал: «Он избрал профессию актера, повинуясь непреодолимому влечению к комедии». Сын почтенного купца Поклена (это его настоящая фамилия), Мольер променял процветающее дело отца на карьеру, которая в те времена не сулила ни богатства, ни беспечной жизни, ни сколько-нибудь достойного положения в обществе. Познав нужду
и неудачи, исколесив всю Францию с бродячими комедиантами, Мольер стал популярным актером и в 31 год написал первую комедию — «Шалый». За 20 последующих лет он написал еще 30 пьес, восходя от фарсов с их грубоватым комизмом к высокой, философской комедии, создавая новые жанры (комедию-балет, например), всегда торопясь то заполнить образовавшуюся в репертуаре брешь, то откликнуться на самый актуальный сюжет, то выполнить заказ короля. Иной раз за две-три недели он создавал свои шедевры, потому что этого требовал Театр. Но что значил для него Театр? Чему он «поучал, развлекая»? К чему стремился? Анализ мольеровских пьес и их сценическая история позволяют ответить на этот вопрос однозначно. Мольер боролся со всем, что противоречит естественным проявлениям человеческой натуры, он провозглашал право каждого человека на счастье.
Мольер первым во Франции вывел прямо на сцену и осмеял современных персонажей и современные нравы. Герои его Человеческой комедии оказались узнаваемыми и для зрителей всех последующих веков, вплоть до наших дней. Ибо они вечны — тартюфы, гарпагоны, журдены. Они лишь меняют костюмы, должности, внешность, язык. Вот почему режиссеры всех стран, ставя комедии Мольера, всегда находят возможность говорить о том, что волнует их самих и их современников.