Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975)
На Финляндском вокзале в Петрограде 3 апреля 1917 г. среди встречавших В. И. Ленина рабочих, солдат, матросов находился и 10-летний сын инженера Митя Шостакович. «Это навсегда запечатлелось в моей памяти», — вспоминал Дмитрий Дмитриевич.
Образы, рожденные Великой Октябрьской социалистической революцией, композитор воплотил во многих сочинениях, в том числе в 12-й симфонии («1917 год»), посвященной памяти В. И. Ленина (1961).
Великий композитор нашего времени, музыка которого нашла глубокий отклик в сердцах миллионов людей, создал 15 симфоний. Первую из них он написал в 19-летнем возрасте, заканчивая Ленинградскую консерваторию. Крупнейшее достижение советской музыкальной культуры 5-я симфония (1937) — «правдивое сказание о волнениях современного человечества» (так характеризовал произведение академик-музыковед Б. В. Асафьев).
В осажденном Ленинграде композитор пишет 7-ю («Ленинградскую») симфонию. «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу — Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию»,— писал Шостакович. 7-я и 12-я симфонии составляют единое звено с 11-й симфонией («1905 год», 1957), рассказывающей о первой русской революции. В этих произведениях отражены эпохальные события истории нашей страны. К числу наиболее совершенных симфоний Шостаковича относятся 4-я, 8-я, 10-я, подытожившие большой этап его творческой жизни. Последнюю, 15-ю симфонию (1971) можно считать музыкальной автобиографией Шостаковича.
Принципы симфонического музыкального мышления сказались и в камерном творчестве композитора. Шостакович написал 15 квартетов, трио, квинтет. Фортепьянный квинтет (1940) — одно из наиболее значительных камерных произведений XX в.
Шостакович работал во многих музыкальных жанрах. Он написал оперы «Нос» (1928) и «Игроки» (не окончена) на сюжеты из произведений Н. В. Гоголя, «Катерину Измайлову» («Леди Макбет Мценского уезда», 1932) по повести известного русского писателя Н. С. Лескова, балеты «Золотой век», «Болт», «Светлый ручей», музыкальную комедию «Москва, Черемушки», монументальный фортепьянный цикл — 24 прелюдии и фуги, концерты для фортепьяно, скрипки, виолончели с оркестром, хоровые сочинения (среди них «Десять поэм» для хора без сопровождения на стихи русских революционных поэтов), вокальные, инструментальные произведения, музыку к кинофильмам «Встречный», «Великий гражданин», «Овод», «Гамлет» и др. Шостакович был также выдающимся пианистом. Много лет он преподавал в Ленинградской и Московской консерваториях. Среди его учеников такие известные композиторы, как Г. В. Свиридов, К. А. Караев, Б. И. Тищенко, Дж. Гаджиев, Б. А. Чайковский.
Шостакович являлся почетным членом многих музыкальных академий мира. Ему первому из музыкантов было присвоено звание Героя Социалистического Труда, он был удостоен звания народного артиста СССР, лауреата Международной премии Мира, Ленинской премии и Государственных премий СССР.
Характеризуя значение творчества Шостаковича, Т. Н. Хренников сказал: «Поколения советских музыкантов, поколения многочисленных любителей искусства никогда не перестанут с благоговением внимать этой прекрасной музыке...»