Детский рисунок
Как-то зимой 1882 г. известный итальянский историк искусства Коррадо Риччи, стоявший во главе охраны памятников старины в Риме, гулял в окрестностях города Болоньи, но был застигнут проливным дождем. Это заставило его искать убежище под аркой, ведущей к Меланчелло, и там знаток высокого искусства с удивлением обнаружил целую выставку «наивного искусства детей». Знаменитый искусствовед всерьез заинтересовался ею и приступил к собиранию детских рисунков. Уже через месяц на основании примерно тысячи рисунков пришел к выводу, что многие черты детских изображений не случайны. Они повторяются из рисунка в рисунок и у разных детей. Взрослые художники никогда так не рисовали. Складывалось впечатление, что это какое-то особое, «детское» искусство. В 1887 г. Риччи изложил свои впечатления в книге под названием «Искусство детей» (в русском переводе 1911 г. ее назвали «Дети-художники»). С этих пор и принято исчислять начало глубокого и серьезного научного интереса к детскому рисунку.
Конечно же, дети рисовали задолго до появления книги Коррадо Риччи. В раскопках древнего Новгорода нашли берестяные грамоты с детскими рисунками. На портрете XIV в. работы итальянского художника Джиованни Франческо Корото изображен мальчик, который держит в руке рисунок мужской фигуры, сделанный так, как рисуют современные младшие школьники. Складывалось впечатление, что детское искусство не подвластно векам: взрослое искусство меняется, а детское остается все таким же.
Многие черты рисунка сохраняются у человека всю жизнь, так что рисунки бабушек иногда не отличаются от рисунков их малолетних внуков. Однако было замечено, что даже в том случае, когда ребенка не учат рисовать, его рисунки с возрастом все же меняются, приобретают все большую сложность и правильность за счет роста ума, жизненного опыта и более глубокого наблюдения жизни. Был отмечен и такой факт: до 10—12 лет любят рисовать все дети, независимо от таланта, а в более старшем возрасте число детей, рисующих по собственному желанию помимо уроков в школе, резко сокращается. Все это стало объектом пристального внимания специалистов.
Что же сегодня можно сказать о загадочном явлении, называемом детским рисунком? Детский рисунок — это посильное выражение ребенком своих наблюдений и представлений об окружающих предметах и явлениях. Можно о них рассказать словами, а можно нарисовать. Главная особенность рисования, обеспечивающая ему популярность среди детей, — его наглядность: в рисунке предмет выглядит так же, как в жизни, в то время как музыка в нотах или рассказ в книге зашифрованы в виде значков и символов, которые надо долго заучивать. Однако и рисовать окружающие предметы маленький ребенок не сразу начинает так, что их можно узнать.
В развитии детского рисунка различают два основных периода: доизобразительный (до 2,5—3 лет) и собственно изобразительный. Сначала дети наносят на бумагу беспорядочные линии и пятна — «каракули», которые покрывают весь лист. Но вскоре линии и пятна приобретают некоторый порядок, группируются в ансамбли, своеобразные образы, в которых пока ничего нельзя узнать, но ребенок присваивает этим сгусткам линий названия — «мама», «дом», «собака». Еще через некоторое время линии уже напоминают, хотя и очень отдаленно, форму какого-то реального предмета. Начинается изобразительный период детского рисунка.
Откуда же у детей берется умение делать рисунки, похожие на окружающие предметы? Существует множество мнений на этот счет. Так, высказывалась точка зрения, что способность рисовать узнаваемые формы дана ребенку от рождения, учить его этому не надо, как цыпленка — клевать или утенка — плавать. Но вскоре была доказана ошибочность такого взгляда. Согласно другой теории, поскольку глаз ребенка и взрослого устроен одинаково, то детям не хватает лишь техники владения карандашом и навыка движения руки, поэтому детей надо как можно раньше учить по методу взрослых художников. Однако оказалось, что не только рисовать, но и направленно видеть человек учится постепенно. Некоторые исследователи считают, что главную роль играют самостоятельные наблюдения детей: например, ребенок со временем обучается видеть округлую форму лица или яблока и рисует их поэтому как кружочек. Однако другие убеждены, что ребенок учится рисовать, подражая взрослым: взрослые рисуют вместе с ребенком кружочек и говорят: «Это яблоко», а в следующий раз уже сам ребенок называет нарисованный кружок яблоком.
Скорее всего, справедлива именно «подражательная» теория детского рисунка. В тех племенах, где взрослые не рисуют, ни они сами, ни их дети не умеют «читать» плоские изображения реальных предметов и не узнают на фотографии даже своих близких. В развитых странах дети с раннего возраста окружены книгами, картинками, фотографиями, видят пишущих и рисующих людей и постепенно привыкают понимать и «читать» плоские изображения предметов, а отсюда рукой подать до собственного рисунка. Одновременно растет и знакомство детей с формой окружающих вещей.
Деятельность зрения и навыки графической работы — два источника совершенствования детского рисунка. Не сразу рука ребенка овладевает сложными движениями с карандашом и кистью, и только к известному возрасту дети способны правильно видеть особенности формы, цвета и объема предметов. На уровень изобразительных способностей детей влияет не только умелость, но и общее развитие их личности и даже уровень развития культуры всей страны.
Помимо навыков наблюдения окружающих предметов и практических навыков понимания и выполнения графических изображений в развитии детского рисунка участвует и третий, очень специальный по своему происхождению источник — освоение опыта искусства, накопленного за многие тысячелетия. Еще в начале нашего века было установлено, что существует такой уровень владения рисунком, которого сравнительно легко и без особой помощи взрослых достигают все дети. Это уровень бытового наблюдения предметов и их рисования в простом положении (спереди или в профиль). Ведь каждый человек может сделать простое графическое изображение предмета. Однако большинство детей не могут без помощи педагога-художника перейти к более высокому уровню — к так называемому пластическому изображению, например передаче движения тела животных, перспективных изменений и светотени. Эти черты рисунка отсутствуют и у взрослых, не учившихся рисовать.
Овладение опытом искусства требует специальных познаний. Известно, например, что для выразительной речи надо не только знать определенные слова, но и уметь составлять из них предложения, делать нужные паузы и ударения. Так и в рисунке существуют свои «слова», «фразы» и «ударения». Каждый из нас пользуется для этого опытом многих поколений, которые несколько тысячелетий шлифовали и совершенствовали искусство говорить, писать, рисовать.
Этот специальный художественный опыт, накопленный искусством, позволяет впечатлительно для окружающих передать замысел автора. Ведь можно сделать рисунок на любом месте листа бумаги, и маленькие дети рисуют, не задумываясь об этом. Но по опыту искусства мы знаем, как много внимания художники уделяют композиции картины, расположению предметов на холсте.
То же самое можно сказать о работе художников красками, о правилах передачи объема, солнечного освещения. Здесь юным рисовальщикам помогают опытные учителя в школе, в кружке. Под их руководством дети овладевают искусством рисовать, изучают мастерство больших художников прошлого и настоящего (см. Детские художественные школы и изостудии).