Государственная дума

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

В истории России название «Государственная дума» впервые было употреблено М. М. Сперанским в его знаменитом «Плане государственного преобразования» (1809). На протяжении XIX в. в различных проектах конституционного характера предлагалось создание выборного органа для законодательной работы. Но прошло немало лет, прежде чем царское самодержавие вынуждено было согласиться с его созывом. 18 февраля 1905 г., вскоре после начала первой русской революции (см. Революция 1905—1907 гг.), Николай II в рескрипте на имя министра внутренних дел А. Г. Булыгина впервые открыто заявил о намерении «привлекать достойнейших, доверием народа облеченных, избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предложений». 6 августа 1905 г. были опубликованы «Учреждение Государственной думы» и положение о выборах в нее. Из них следовало, что Думе предназначалась роль совещательного органа, не обладавшего законодательными полномочиями; ряд категорий населения (например, рабочие) к выборам не допускался. В условиях, когда революция развивалась с нарастающей силой, подобная уступка царя не удовлетворила массы. «Булыгинская дума» подверглась бойкоту и так и не была созвана.

В разгар революции Николай II пошел на более серьезную уступку: в манифесте от 17 октября 1905 г. он обещал созвать Думу законодательного характера, допустив к ее выборам те классы, которые, по положению 6 августа, были лишены избирательных прав. Но ее нельзя назвать в полном смысле парламентом, так как правительство было ответственным не перед ней, а перед императором, к тому же издававшим указы, имевшие характер законов. 11 декабря 1905 г. особым царским указом определялся порядок выборов в Думу. Они должны были происходить по куриям — сословным группам избирателей, причем голос помещика приравнивался к 3 голосам представителей буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих.

Выборы в I Государственную думу прошли весной 1906 г. Большинство в ней получили представители крестьянства: оно избрало более 40% всех депутатов. Царское правительство шло на это вполне сознательно: с одной стороны, оно пыталось таким образом успокоить крестьян, отвлечь их от революции, с другой — тешило себя надеждой на крестьянскую веру в «доброго царя».

Беспартийные крестьянские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков, составили в I Думе относительное большинство. Из политических партий больше всего мест получили кадеты — 34%. Их успех в известной мере объяснялся тем, что революционные партии бойкотировали выборы и кадеты, таким образом, представляли на них самую левую оппозиционную силу.

I Дума начала работу 27 апреля 1906 г. Ее председателем был избран кадет, профессор-юрист С. А. Муромцев. Вскоре выяснилось, что надежды правительства на крестьянских депутатов не оправдались: беспартийные трудовики оказались левее кадетов. Особенно решительно они выступали по аграрному вопросу. Их программа предлагала создать «общенародный земельный фонд» из казенных, удельных и частновладельческих земель с последующим распределением их по трудовой норме между земледельческим населением. Ее осуществление означало бы полную безвозмездную ликвидацию помещичьего землевладения в пользу крестьянства.

По аграрному вопросу в Думе разгорелись жаркие споры. Между тем правительство не собиралось идти навстречу не только трудовикам, но и кадетам. Царским манифестом от 9 июля 1906 г., обвинившим Думу в «разжигании смуты», она была распущена. В то же время царь не рискнул изменить положение о выборах, опасаясь, что уже сам роспуск Думы приведет к серьезным волнениям. Этого, однако, не произошло.

В феврале 1907 г. собралась II Дума. Поскольку она избиралась на основании старого положения, в ней также было значительное число крестьянских депутатов. В политическом отношении II Дума оказалась более пестрой: в ней появились уже эсеры, социал-демократы (большевики и меньшевики), с одной стороны, и черносотенцы — с другой. Председательствовал в Думе снова кадет — Ф. А. Головин. В целом большинство было за левыми силами, что сразу же сказалось на обсуждении аграрного вопроса. Значительное большинство депутатов склонялись к решению, предложенному трудовиками. Но в это время правительство было уже твердо уверено в своей победе над революцией. 3 июня 1907 г. оно разогнало II Думу, пойдя на грубую провокацию: фракция социал-демократов обвинялась в подготовке государственного переворота.

После поражения революции в правящих кругах не было единства мнений относительно созыва новой Думы. Черносотенцы, пользовавшиеся немалым влиянием на Николая II, призывали вообще ликвидировать Думу и восстановить неограниченное самодержавие. Однако новый глава правительства П. А. Столыпин решительно противостоял их нажиму. С его точки зрения, подобная мера могла лишь революционизировать страну. Существование Думы поддерживало в народных массах надежду на постоянное мирное решение всех наболевших вопросов. В то же время Столыпину нужна была послушная Дума, которая при самой резкой критике правительства не мешала бы ему действовать в избранном направлении.

Такая Дума и была создана благодаря новому положению о выборах, принятому 3 июня 1907 г. Установившийся режим известен под названием «третьеиюньской монархии». По новому положению резко менялось соотношение между куриями выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии. Теперь 1 голос помещика приравнивался к 4 голосам представителей буржуазии, 68 голосам городских мелких хозяев, 260 голосам крестьян, 543 голосам рабочих.

Проведенные по этому положению выборы резко изменили партийный состав Думы. В III Думе силы, оппозиционные правительству, не составляли абсолютного большинства. В ней существовало определенное равновесие между правыми — черносотенцами (144 депутата), центром — октябристами (148) и левыми фракциями, из которых наиболее значительной была фракция кадетов (54). Черносотенцы, безоговорочно поддерживавшие карательные меры Столыпина, не одобряли его преобразовательных планов (см. Столыпинская аграрная реформа). Либералы пытались противостоять реакции, но склонны были со вниманием отнестись к столыпинским реформам. Однако ни одна из группировок не могла в одиночку обеспечить при голосовании утверждения того или иного законопроекта. Все решала позиция центра — октябристов, их все чаще называли столыпинской партией. Лидер октябристов А. И. Гучков был председателем Думы.

В результате с первых же заседаний III Думы, начавшихся осенью 1907 г., в ней заработал так называемый октябристский маятник. Когда в Думе принималось решение по законопроекту реакционного характера, октябристы голосовали вместе с черносотенцами, образуя право-октябристское большинство. Когда же на повестке дня стоял законопроект, связанный с преобразованиями, октябристы меняли своих временных союзников, создавая лево-октябристское большинство. Таким образом, не имея в Думе постоянного большинства, Столыпин сумел развязать себе руки и проводить нужную ему политику. Неудивительно, что, несмотря на постоянно возникавшие в ней скандалы, III Дума (единственная из всех) благополучно просуществовала весь отведенный ей срок.

В 1912 г. были проведены выборы в IV Думу. Они проходили в соответствии с третьеиюньским положением, что предопределило ее социальный состав, примерно такой же, как в III Думе. Что касается политического представительства, то общее разочарование в столыпинской политике не могло не сказаться на популярности октябристов: их число упало до 98 человек. Зато число левых оппозиционеров (кадетов и прогрессистов) возросло до 107 человек, а правых (черносотенцев и националистов) — до 185 человек. Председателем Думы стал октябрист М. В. Родзянко.

В первые годы своего существования новая Дума была достаточно послушна власти. Именно она оказала самую решительную поддержку царскому правительству, ввергнувшему Россию в первую мировую войну: в августе 1914 г. за военные кредиты проголосовали все фракции, за исключением большевистской. Вскоре депутаты-большевики были арестованы по обвинению в государственной измене, отданы под суд и сосланы в Сибирь на поселение. Лидеры буржуазной оппозиции выступили с лозунгом «внутреннего мира», призывая россиян оказать максимальную поддержку власти во имя победы. П. Н. Милюков, лидер кадетской фракции, очень четко сформулировал основную для русской буржуазии задачу России в этой войне — захват черноморских проливов.

Однако, по мере того как неспособность правительства довести войну до победного конца становилась все очевиднее, в Думе нарастали оппозиционные настроения. В 1915 г. лозунг «внутреннего мира» сменился лозунгом «патриотической тревоги». Кадеты, октябристы и представители ряда других оппозиционных фракций создали в Думе так называемый «Прогрессивный блок», выступавший со все более резкой критикой правящей бюрократии. Своим главным требованием «Прогрессивный блок» выдвинул создание «правительства общественного доверия», т. е. такого правительства, которое пошло бы на активное сотрудничество с Думой во имя быстрого и результативного решения проблем, порожденных войной.

В 1916 г. конфронтация думской оппозиции с царским правительством, не желавшим идти ни на какие уступки, стала еще острее. В ноябре Милюков, один из лидеров «Прогрессивного блока», прямо обвинил правительство в измене. В то же время оппозиция начала разрабатывать планы дворцового переворота, стремясь заменить несговорчивого Николая II его братом Михаилом.

Февральская революция 1917 г. сорвала планы думских лидеров. Только 27 февраля, когда реальная власть в Петрограде уже перешла в руки восставших, члены Думы приняли решение о создании Временного комитета во главе с Родзянко. В начале марта после отречения от престола сначала Николая II, а затем и Михаила закончила свое существование IV Дума. Власть в стране формально перешла в руки Временного правительства — преемника Временного комитета.

История V Государственной думы относится уже к современной эпохе. Со своими предшественницами этот орган связан достаточно формально, прежде всего названием. Но есть некоторые сходные черты в их деятельности. По новой Конституции Российской Федерации, принятой в результате референдума 12 декабря 1993 г. (тогда же проходили выборы в V Думу), определяющая власть во всех сферах принадлежит президенту (см. Конституции). Президент обладает большой властью. Помимо Государственной думы, избирающейся на 4 года и состоящей из 450 депутатов, в Федеральное Собрание входит также вторая палата — Совет Федерации. Федеральные законы, принятые Думой, становятся действительными только после подписания их президентом. В результате V Дума, просуществовавшая 2 года, в столь же небольшой степени влияла на ход государственных дел, как и ее предшественницы. В то же время деятельность Думы, так же как и всех предыдущих, достаточно ярко проявлялась в оппозиции президенту и назначаемому им правительству, что было предопределено уже самим составом V Думы. Большинство ее депутатов принадлежали партиям, Постоянно выступавшим как противники правительственного курса: либерально-демократическая партия получила в Думе 70 мест, КПРФ — 65, аграрная партия — 47. К резкой критике президента перешла в ходе деятельности Думы и фракция «Выбор России» (96 мест), поначалу оказывавшая ему полную поддержку.

В декабре 1995 г. прошли выборы в VI Государственную думу, относительное большинство мест в которой завоевала КПРФ.