Городские восстания в феодальной России

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Русские города никогда не были оазисом социального мира и всеобщего благоденствия. К массовым волнениям и вооруженным выступлениям горожан часто вынуждала беспомощность правителей при вражеской угрозе или стихийном бедствии; недовольство городского населения нередко использовали в своих целях различные группировки господствующего класса. Немало восстаний было вызвано и сугубо внутренними причинами, определявшимися необходимостью для торговцев и ремесленников отстаивать свои права и жизненно важные интересы от посягательств как отдельных феодалов, так и государства.

Широкую известность получило восстание в Киеве в 1068 г. Оно произошло после разгрома половцами войск князя Изяслава и его отказа дать оружие киевлянам для обороны. По воле восставших киевским князем взамен бежавшего Изяслава стал его племянник — полоцкий князь Всеслав. Восстание 1113 г. было вызвано разорением горожан ростовщиками, торговцами-спекулянтами, а также многочисленными княжескими поборами. За смертью киевского князя Святополка последовал разгром домов ростовщиков и знати. Новый князь Владимир Мономах ввел ограничение долговых процентов. Восстание 1136 г. в Новгороде привело к изгнанию из города князя Всеволода и установлению там боярской республики (см. Новгородская феодальная республика). В дальнейшем, до своего присоединения к Москве, Новгород давал наиболее яркие примеры использования в интересах соперничающих боярских группировок недовольства городских низов своим положением.

Тверское восстание 1327 г. покончило с системой баскачества, при которой посланцы Орды сами собирали себе на Руси дань (см. Ордынское иго и его свержение). В Москве, осажденной в 1382 г. ханом Тохтамышем, горожане выступили против запаниковавших в отсутствие князя Дмитрия Донского бояр и организовали оборону города.

Городские восстания, происходившие в XVI в. в Москве и поблизости от нее, носили противоречивый характер, так как выступления посадской бедноты, хотя и были антифеодальными по своей сути, нередко переплетались с борьбой придворных группировок за власть. Пожар Москвы в 1547 г. и последовавший за ним голод вызвали народное недовольство, которое часть бояр сумела направить на правящую при юном Иване IV группировку Глинских, обвинив их в поджогах. Глинские были сметены восстанием москвичей. Бояре Шуйские поднимали московских посадских людей в 1584 и 1586 гг. Родня царевича Дмитрия после его гибели в 1591 г. спровоцировала восстание в Угличе. В начале XVII в. население столицы оказывало порой определяющее воздействие на смену царей. Лжедмитрий I (см. Самозванцы в истории России) и Василий Шуйский приходили к власти и были свергнуты в результате восстаний 1605, 1606 и 1610 гг. Череда боярских переворотов привела к захвату Москвы поляками. А борьба за ее освобождение началась тоже с вооруженного выступления горожан в марте 1611 г.

В отдаленных от столицы местах городские восстания носили более выраженный социальный характер. Так, в 1586 г. произошел взрыв возмущения посадской бедноты Сольвычегодска, вызванный деятельностью купцов и промышленников Строгановых. Один из них — Семён — был в ходе восстания убит.

40—60-е годы XVII в. стали временем наивысшего подъема и наибольшей результативности городских движений. Горожане нередко выступали уже как вполне самостоятельная политическая сила, в их челобитных формулировались четкие и специфически «городские» требования к властям. В случае успеха восстания управление городом и округой переходило к выборным органам.

Соляной бунт» 1648 г. в Москве был вызван отменой специальной (соляной) пошлины, заменившей двумя годами ранее прямые налоги. Теперь же эти налоги взыскивались сразу за три года. Положение усугублялось произволом царской администрации, во главе которой стояли известные своим вымогательством Б. Морозов, Л. Плещеев, Н. Чистой и П. Траханиотов. Восставшие москвичи убили Плещеева, Чистого и Траханиотова; Морозов был отправлен в ссылку. В 1648 г. волна восстаний прокатилась и по другим городам — Сольвычегодску, Устюгу, Козлову, Воронежу, Курску, Томску. На специально созванном Земском соборе выборные от городов добились существенных уступок от центральной власти (более справедливого распределения налогов и др.) в Уложении 1649 г. и нашедших отражение в посадский реформе 1649—1652 гг.

Вывоз правительством хлеба в Швецию с территории неурожайного северо-запада страны послужил толчком к восстанию в 1650 г. в Пскове и Новгороде. Воеводская администрация была заменена «всегородскими земскими избами», конфисковывалось имущество причастных к хлебным спекуляциям. В Новгороде восстание было вскоре подавлено, но Псков держался полгода, получая широкую поддержку жителей округи. Для урегулирования конфликта в Москве собрался Земский собор. После переговоров псковичи сдались на условиях амнистии участникам восстания.

В начале 1660-х гг. Россия переживала финансовую катастрофу из-за массового выпуска медных денег, которые, по замыслам правительства, должны были заменить серебряные. Московский «Медный бунт» вспыхнул в июле 1662 г., когда в столице появились «подметные письма» с обвинениями в «измене» ряда влиятельных лиц из царского окружения и богатых торговцев. Толпы восставших явились в царскую резиденцию в подмосковном Коломенском и потребовали казни бояр-изменников и облегчения налогового бремени. Царь Алексей Михайлович вступил с народом в переговоры, которые тянулись до тех пор, пока не прибыли войска, жестоко расправившиеся с восставшими москвичами. Во время «Медного бунта» стрельцы выступили как надежная опора царской власти.

Ситуация изменилась в 1682 г., когда сами стрельцы, недовольные задержкой жалованья и притеснениями со стороны начальства, выступили в Москве против «боярской измены». На время став хозяевами столицы, они убивали бояр, громили приказы. Восставшие стрельцы отстаивали прежде всего свои права и не смогли быть выразителями общегородских интересов. В Сибири же служилые люди, напротив, обычно действовали «заедино» со всеми горожанами. Выступления против воеводского произвола происходили в 1695—1700 гг. в Красноярске, Нерчинске, Иркутске, Илимске, Селенгинске, и ведущую роль в них играло городовое казачество. Отказываясь всем «миром» подчиняться «лихим» воеводам и создавая свои (выборные) органы власти, сибиряки чаще всего добивались уступок и замены излишне корыстолюбивых администраторов.

В Астраханском восстании 1705—1706 гг. участвовали стрельцы, солдаты, посадские, работные люди. Оно было вызвано ростом налогового бремени и произволом местных властей, а поводом к выступлению послужил указ о запрещении ношения бород и русского платья. В городе, управляемом «кругом» (сходом), были отменены введенные прежней администрацией налоги, установлен принцип выборности начальства. Астраханцев поддержали соседние города — Черный Яр, Красный Яр, Гурьев, Терский город. Восстание длилось более полугода и закончилось взятием Астрахани правительственными войсками.

Последние в истории феодальной России крупные городские выступления были стихийной реакцией на меры властей против эпидемий, когда карантин, парализуя торговлю и промышленность, оставлял горожан без средств к существованию, а жестокость и самодурство чиновников в проведении санитарных мероприятий провоцировали взрыв народного недовольства. В 1771 г. в Москве произошел «Чумной бунт» — восстание рабочих, ремесленников и дворовых людей, брошенных бежавшими от заразы хозяевами; он закончился расстрелом толпы восставших на Красной площади. Серия «холерных бунтов» прокатилась по стране в 1830—1831 гг. Самыми крупными из них явились восстания матросов, солдат и мастеровых в Севастополе и мещан в Тамбове в 1830 г., а также волнения среди мещан и мелких чиновников в Санкт-Петербурге в 1831 г. Убийства врачей и разгром больниц составляли только одну сторону событий, участники которых говорили: «Страшна не холера, а начальническое своеволие». Фактически это были выступления против существовавшего полицейского режима.

Значение городских восстаний, как и других проявлений классовой борьбы в феодальной России, не сводится только к их непосредственным результатам, хотя и они бывали весьма ощутимы. Русские горожане не сумели добиться такого же положения в обществе, как их собратья в Западной Европе того времени, но все же они заставили считаться с собой правящие круги, превратившись в самостоятельную политическую силу. Интересы горожан находили достаточно полное отражение в торговых уставах XVII в., в петровских реформах городского управления, в указе о свободном заведении промышленных предприятий 1775 г., в жалованной грамоте городам 1785 г., в ряде последующих законодательных актов, регламентирующих городской быт, наделяющих городских жителей не только обязанностями перед государством, но и четко зафиксированными правами.