ГРАВЮРА

Материал из Юнциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Французский глагол, от которого происходит слово «гравюра», означает «вырезать». Это вид графического искусства, печатное воспроизведение рисунка, вырезанного и вытравленного на металлической или деревянной доске.

Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования. С одной доски, награвированной художником, можно напечатать большое количество равноценных оттисков (эстампов); все они будут авторскими произведениями в отличие от рисунка, который существует только в единственном числе.

Материал доски и способ гравирования определяют характерные особенности и влияют на стилистику изображения.

По характеру обработки печатной формы (доски) и способу печати различают выпуклую и углубленную гравюры. К гравюре относят и литографию.

Доска для выпуклой гравюры готовится следующим образом. На хорошо отполированную поверхность доски из твердых пород дерева (груша, пальма, самшит) наносится карандашом, пером или кистью рисунок, затем штихелем гравер удаляет места, которые в оттисках должны быть белыми, оставляя штрихи и черные пятна. Получается выпуклое изображение, на него валиком накатывают краску и, приложив бумагу с силой придавливают ее на станке или притирают вручную. Таким образом получают на ней оттиск. Комбинации штрихов разной толщины создают тон любой насыщенности.

К выпуклой гравюре относятся ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме; см. Вы печатаете линогравюру).

В углубленной гравюре рисунок резцом или кислотой углубляется в металлической пластине (из меди, стали или цинка), краска забивается тампоном в углубления, поверхность доски вытирается начисто и на нее накладывается увлажненная бумага. Печатают на станке при сильном давлении, необходимом для того, чтобы бумага вдавилась в углубление и, коснувшись краски, «приняла» ее вплоть до самых мелких штрихов

К углубленной гравюре относятся резцовая гравюра, офорт, акватинта, меццо-тинто, сухая игла, лавис, мягкий лак.

Резцовая гравюра отличается четкими линиями, толщина которых варьируется в зависимости от углубления резца в металл. Они прорезаются в металлической доске штихелем, резцом.

Сухая игла характерна сочетанием тончайших и сочных черных линий. Рисунок процарапывается на металлической пластине стальной иглой. При сильном нажиме иглы образуются заусеницы (барбы), они придают сочность оттиску, так как задерживают больше краски, которая в этих местах при печати переходит на оттиск.

Меццо-тинто (черная манера) — техника, при которой вся доска делается шероховатой, дающей при печати сплошной черный фон, затем шероховатости выглаживаются в светлых местах.

В некоторых видах гравюры на металле применяется травление кислотой.

Лавис — это техника, при использовании которой на металлической доске рисуют кислотой, нанося ее кистью.

Оттиски, похожие на акварельную заливку, дает акватинта. В акватинте доска протравливается через поры прилипшего к ней порошка канифоли. Чем дольше травление, тем сильнее получается тон на оттиске. Акватинта часто комбинируется с офортом.

Рисуя карандашом на бумаге, положенной на загрунтованную мягким лаком доску, получают эффект карандашного рисунка. Эта техника — мягкий лак.

Цветные гравюры печатаются с нескольких досок, каждая из которых служит для одной краски. Иногда печатают и с одной доски, покрывая ее разными красками.

В ходе работы над доской художник делает с нее пробные оттиски. Такие оттиски, фиксирующие этапы работы гравера, называются состояниями. Их может быть до 20.

Гравюры часто подписываются не одной, а двумя и даже тремя фамилиями — художника, гравера, печатника.

Возникновение гравюры тесно связано с ремеслами, в которых применялись процессы гравирования: гравюра на дереве — с набойкой тканей, гравюра на металле — с ювелирным делом. Первые европейские ксилографии с изображением святых, раскрашенные от руки, продавались паломникам в монастырях уже на рубеже XIV—XV вв. В начале XV в. появились «блочные» книги; иллюстрации и текст в них вырезались на одной доске. В 1461 г. была напечатана первая иллюстрированная гравюрами книга с наборным шрифтом.

В XV—XVI вв. гравюра получает широкое распространение, ею начинают заниматься крупные художники. В 1493 г. напечатана «Всемирная хроника» X. Шеделя, она включала свыше 2000 пейзажных и исторических гравюр. Гравюра становится самостоятельным художественным произведением, отражает настроения и мысли эпохи. Таковы гравюры А.Дюрера, Х. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего. В эпоху Реформации и Крестьянской войны 1524—1525 гг. в Германии гравюра стала оружием острой социальной борьбы (например, летучие листки — своеобразные листовки на злобу дня, широко распространенные в Германии в 1510—1520-е гг.). Высокого уровня достигла гравюра в Италии в XV—XVI вв. (А. Мантенья, Ф. Пармиджанино и другие мастера).

В XVI в. возникла репродукционная гравюра резцом, ее задача — воспроизведение живописных произведений. В это же время развивается и офорт с его свободным штрихом, живописностью и большой эмоциональностью.

В XVII—XVIII вв. появились различные репродукционные техники. Для воспроизведения живописных произведений используются резцовая гравюра с офортной подготовкой, меццо-тинто, акватинта, лавис. Офортом и резцом исполнены гравюры голландского художника Рембрандта, итальянца Дж. Б. Пиранези, француза Ж. Калло. Гравюры широко печатаются листами, альбомами, в книгах, ими украшают помещения, растет число коллекционеров гравюры.

Первыми мастерами резцовой гравюры в России были знаменщики Оружейной палаты, которые вырезали «травы», украшения на царской посуде и оружии.

На русских резцовых гравюрах XVIII в. изображаются батальные сцены, панорамы, аллегории, портреты. Большого мастерства достигли в этом А. Ф. Зубов, И. А. Соколов, М. И. Махаев. Конец XVIII — начало XIX в. отмечены творчеством таких мастеров, как Е. П. Чемесов, Н. И. Уткин, Г. И. Скородумов. Большое распространение получает русский лубок (обрезная, раскрашенная от руки гравюра на дереве).

Наибольшего расцвета достигает в XVIII— XIX вв. японская гравюра, изысканная по рисунку, великолепно сгармонированная по ритму линий и пятен, тончайших полутонов, богатая поэтическими метафорами и ассоциациями. К. Утамаро создает в своих гравюрах лирический тип идеального женского портрета.

К. Хокусай показывает сложность и гармонию природы. А. Хиросигэ любуется пейзажами своей страны. Японская гравюра оказала большое влияние на пути развития европейской гравюры.

На рубеже XIX в. испанский художник Ф. Гойя своими офортами с акватинтой открыл новые возможности гравюры. Его листы отмечены острой политической сатирой, трагическим гротеском, неисчерпаемой фантазией.

Изобретенная в 1780-х гг. англичанином Т. Бьюиком торцовая гравюра (см. Ксилография) находит широкое применение для иллюстраций в книгах и журналах XIX в. Всемирную известность получили гравюры по рисункам Г. Доре, в России — гравюры Е. Е. Бернардского по рисункам А. А. Агина.

В искусстве XX в. гравюра становится страстным проводником передовых освободительных идей, протестует против империалистического ига и военной угрозы. Это работы немецкой художницы К. Кольвиц, бельгийца Ф. Мазереля, мексиканцев Л. Мендеса, А. Бельтрана и других мастеров.

В советской гравюре широко отразились жизнь и история нашего народа, великие стройки и пейзажи нашей Родины, размышления о сегодняшнем дне. Советскую гравюру представляют художники различных творческих направлений и национальных школ, объединенных общими принципами коммунистической идейности, партийности, социалистического реализма.